Наша Наташа — с мандолиной только краше

8 октября 2013
Когда о классике говорят «скучная», хочется сразу развеять этот стереотип. Наталья Кравец не просто принадлежит к числу редких артистичных исполнителей — она единственный в Новосибирске человек, профессионально играющий на мандолине

Когда на сцене Наталья, то играют не только руки, но и глаза, и брови, и весь корпус. Наталья не разделяет музыку на более и менее достойную, будучи уверенной, что любое произведение стоит того, чтобы его исполняли с должной долей эмоций.

Наблюдать за ее исполнением одно удовольствие. Мандолина является украшением любой программы, включающей в себя итальянский репертуар. Так что если помимо артистизма и редкости учесть еще и восхитительную внешность исполнительницы, то можно сказать, что Наталья прекрасна втройне.

На вид Наталье нет еще и тридцати, однако она уже уверенно заявила о себе на новосибирском музыкальном небосклоне. Девушка востребована в разного рода музыкальных проектах, является штатной солисткой филармонии в составе дуэта «Резонанс» с гитаристкой Яной Повольских, с которой не раз становилась лауреатом международных конкурсов.

Наталья, кроме всего прочего, преподает в Новосибирском областном колледже культуры и искусства и музыкальном колледже при Новосибирской консерватории и регулярно повышает свой исполнительский уровень за границей. Дело в том, что официально в системе российского образования мандолины не существует, и исполнительнице пришлось осваивать инструмент самостоятельно.

«Сменила тростник на шепот Луна в золотых лагунах…»

Вы, наверное, заметили, что все жизненно значимые и поворотные события происходят случайно. Так произошло и с Натальей. Когда еще в детстве она упорно захотела учиться в музыкальной школе, отец таки согласился отдать ее на гитару (родители посчитали, что тащить фортепиано на седьмой этаж — дело трудоемкое). Однако педагог по гитаре оказалась в декретном отпуске, и Наталье посоветовали домру — прежде всего благодаря замечательному педагогу Вере Владимировне Лашкиной.

Домра и определила ее дальнейшую судьбу. Именно по классу домры Наталья Кравец закончила консерваторию и, возможно, продолжала бы заниматься исключительно этим русским народным инструментом, пока солисту НГАТОиБ заслуженному артисту РФ Юрию Комову не понадобился аккомпанемент для «Санта-Лючии» на мандолине. Учитывая, что на мандолине в Новосибирске на тот момент никто не играл и что домра по технике исполнения является родственницей мандолины (это такой же щипковый плекторный инструмент), к процессу подключили именно Наталью.

«В какой-то тумбочке консерватории валялась списанная мандолина еще работы фабрики Луначарского! — вспоминает Наталья. — Когда мы достали инструмент, он был в совершенно жутком состоянии. Но мы, конечно, привели его в божеский вид: заменили струны, нормально настроили — и мандолина заиграла!»

С тех самых пор Наталья уже не мыслила своей жизни без мандолины. Она купила себе новый инструмент и начала постигать все секреты «сестры» близкой ей домры.

«Не чувствуешь, как древесина Любви моей расщепилась?»

Было время, когда мандолина в России пользовалась таким же уважением, как та же домра или, скажем, балалайка. В дворянских салонах мандолина придавала непременной изящности, затем инструмент стал и частью городской среды, разделив свое звучание с гитарой. Существовали даже целые неаполитанские оркестры. Пока советская власть не посчитала этот инструмент буржуазным и не превратила оные оркестры в оркестры сугубо РУССКИХ народных инструментов.

Так что несколько веков мандолина формировалась в основном в Европе — в Италии и Германии. Наталья Кравец как раз осваивает немецкую школу, бывая на летних творческих курсах непосредственно в Германии. Немецкая и итальянская крупнейшие школы достаточно противоположны во многих своих принципах. Отличаются они по отношению к технике игры, ко звуку, к стилистическим особенностям исполнения. Однако все эти вещи обычному человеку невооруженным глазом не видны — например, отличия в постановке рук, наклоне медиатора и т. п. А вот что рядовой слушатель определит на слух точно — так это факт игры именно мандолины, а не домры. На домре звук получается более звонкий (за счет сильного натяжения струн), а на мандолине — певучий, за что ее, собственно, так и любят романтики и благодаря чему мандолина удачно сочетается с гитарой. Для домры же идеально подходит фортепиано.

Как раз произведение для домры и фортепиано и разучивала ученица Натальи Евгения Руднева, когда корреспондент газеты «Честное слово» приехала в Новосибирский областной колледж культуры и искусства познакомиться поближе.

Естественно, что Наталья преподает именно домру — причину мы уже озвучили в самом начале. В педагогике Наталья столь же неистова до совершенства, как и на сцене: замечает все нюансы в исполнении своей ученицы. Благодаря ей Женя уже много раз становилась лауреатом всероссийских и международных конкурсов, а в мае этого года стала серебряным призером XII Молодежных Дельфийских игр России.

Наталья справедливо считает, что без досконального знания всех деталей произведения, в том числе и его текстовой, сюжетной основы, если таковая имеется, точно передать его настроение не получится. Вот и при разучивании «Русской рапсодии» Александра Цыганкова перво-наперво читает ученице стихи Некрасова. «Здесь ведь говорится о самоубийце, а это страшный грех — даже боязно слово об этом молвить, — дает наставления Наталья. — Так что потише: о беде не кричат. А там — не трели, а блики: ведь человек уже на небесах — поэтому убирай акценты».

Сама Наталья больше всего любит Лорку — неудивительно, ведь этот поэт сам был еще и музыкантом. Лорка близок ей за богатство и остроту красок, эмоций, настроений, многогранность и неожиданность метафор — за особый непередаваемый колорит. (Из уважения к Наталье мы озаглавили пункты этой статьи строками из ее любимого поэта).

«Ой, а научите и меня на мандолине играть!» — по-детски просит Женя педагога, узнав, чем именно меня привлекла Наталья.

Увы, мандолина дается лишь факультативно, да и то далеко не во всех отечественных консерваториях: московской, питерской, екатеринбургской и с некоторых пор еще и в новосибирской. Но интерес к этому итальянскому народному инструменту заметно начал возрождаться в конце XX века. Недавно концерт для мандолины с камерным оркестром современного композитора Авнера Дормана в исполнении израильского мандолиниста Ави Авитала даже был номинирован на премию «Грэмми».

«Нет у тропинки края, Верно, ведет она к звездам»

Существуют также акустические и электромандолины. Наталья Кравец предпочитает теплое живое академическое звучание. И на сегодняшний день она вне конкуренции в этом жанре. Как только намечается какой-то концерт с итальянским колоритом — зовут непременно Кравец. Однако мандолина звучит и в «Серенаде Дон Жуана» у австрийца Моцарта, и в греческой «Сиртаки», и у испанских композиторов. А сколько прекрасных концертов для мандолины у того же итальянца Вивальди!.. — репертуар мандолины охватывает довольно продолжительный период времени. В отличие от той же домры, имеющей довольно драматичную судьбу. Домра ведь не имеет оригинальной классики: после того как по приказу царя Алексея Михайловича все скоморошьи инструменты были сожжены в 1648 году, для инструментального развития домры наступил период стагнации. Лишь в конце XIX века, благодаря Василию Андрееву, возродившему этот старинный русский инструмент, начал постепенно формироваться репертуар. Ныне самой популярной частью домрового репертуара стали концертные обработки народных мелодий Александра Цыганкова. А для мандолины столько всего написано! И в эпоху барокко, и в период романтизма (где особенно себя проявил гений Рафаэля Калаче), да и в наше время продолжают писать!

Так что если вы увидите на академической сцене девушку с мандолиной в руках — будьте уверены: это именно наша Наташа.
Яна Доля, «Честное слово»

Наверх