«Наш ответ Чемберлену»

25 мая 2012
История Русского академического оркестра Новосибирской филармонии — это история нашей страны, помноженная на любовь к музыке

Русский академический оркестр Новосибирской филармонии отмечает юбилей. Кажется невероятным, но ровесниками оркестра являются ОСОАВИАХИМ, поэма Владимира Маяковского «Хорошо», Вторая симфония Дмитрия Шостаковича. В год создания коллектива по стране прокатилась крылатая фраза: «Наш ответ Чемберлену». Конечно, не ледниковый период, и всё же, как ни крути, коллектив — долгожитель.

Для нашего города Русский академический оркестр — статья особая. Всему миру Новосибирск подарил Вадима Репина и Максима Венгерова, под управлением Арнольда Каца полмира объездил Новосибирский симфонический, а вот Русский академический оркестр город словно оставил для себя. Нет, конечно, коллектив неоднократно гастролировал, с успехом выступал за рубежом, но специфика работы оркестра такова, что львиная доля его творчества всегда была обращена к новосибирцам. Произошло это потому, что Русский академический оркестр был создан при первой Сибирской радиовещательной станции и без малого восемь десятилетий являлся оркестром Новосибирского радио.

До встречи в эфире!

Технические новинки, модные вещи существовали во все времена. Но никакой айфон не сравнится с тем, чем было радио для наших дедушек и бабушек. В далёком 1927 году людей буквально поражало, что из невзрачной «чёрной тарелки» звучала музыка! Один громкоговоритель в какой-нибудь избе-читальне собирал тогда до 180 человек! Можно сказать, что оркестр народных инструментов Новосибирского радио начал свою жизнь на пике популярности. Ещё недоукомплектованный, наполовину любительский, он уверенно справлялся со своими задачами.

Хочется вспомнить имена первых руководителей оркестра: Василий Гирман, Петр Панфилов, Сергей Тетерин, Николай Хлопков. Это им приходилось в авральном порядке решать самые разнообразные задачи: исполнительские, репертуарные, кадровые. Прямой эфир ставил музыкантов в жёсткие условия, они быстро росли в плане профессиональном.

Но не всё было так безоблачно. Атмосфера подозрительности и страха, накрывшая страну в тридцатые годы, в стенах радиокомитета была особенно звенящей. Всё, что попадало в эфир, проходило тройное сито: крайком, обком ВКП(б), органы цензуры. Радио рассматривалось властью как передовой рубеж идеологического фронта. В здании Новосибирского радиокомитета обосновался контрольный пункт органов НКВД. Десятки сотрудников радиокомитета (в том числе и музыканты) были репрессированы, многие расстреляны.

Не менее драматичными оказались годы Великой Отечественной войны. Артисты оркестра ушли на фронт. Кто мог тогда с уверенностью ответить на вопрос: прервано или прекращено существование коллектива? Эшелоны двигались на запад, а музыка, она словно осталась в Новосибирске, «и каждый знал: дорога к ней ведет через войну».

Золотой запас культуры

И всё-таки оркестр был возрождён. Удалось это во многом благодаря неиссякаемому энтузиазму его нового руководителя Ивана Гуляева. Тридцать лет он возглавлял коллектив, и это были годы неуклонного творческого роста. Портрет Гуляева и сегодня украшает репетиционный зал Русского академического оркестра. Традиции, заложенные им, до сих пор живы в коллективе. Иначе и быть не могло, ведь нынешний художественный руководитель и главный дирижёр, народный артист России Владимир Гусев является его учеником и прямым преемником. Время доказало, что Иван Гуляев не ошибся с выбором — коллектив попал в талантливые и заботливые руки.

Оркестр выпускает серию пластинок в фирме «Мелодия», делает фондовые записи на Всесоюзном радио и для радио Швеции. Творческие контакты с композиторами помогли обрести свой, самобытный, репертуар. Библиотека коллектива насчитывает более 200 произведений, созданных специально для Русского академического оркестра! Как грибы после дождя растут ряды лауреатов среди музыкантов коллектива, многие из которых отмечены почётными званиями заслуженных, народных артистов России. В 1990 году за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры оркестру было присвоено звание «Академический».

Многое пришлось менять, чтобы выжить в постперестроечное время. Даже когда минули лихие девяностые, трудностей хватало. В 2005 году Владимир Гусев решился на весьма рискованный шаг: оркестр расстался с радио и пришёл в филармонию. Кардинально изменилась специфика деятельности: привычную студийную работу сменили живые концертные выступления. Но Русский академический сумел быстро перестроиться и в очередной раз доказал свой высочайший профессионализм. Именно в этот период Гусев задумывается о преемнике. Так в коллективе появляется ещё один дирижёр — лауреат Всероссийского конкурса Рустам Дильмухаметов. Как тут не вспомнить о гуляевских традициях? Одарённый и деятельный музыкант, Рустам на удивление легко освоился за пультом, органично влился в коллектив. Он чётко осознаёт, над чем и как нужно работать, не устраивая при этом революций.

Академический означает движение

Сегодня филармонический ритм работы стал привычным для артистов оркестра. Ежегодно музыканты проводят серию абонементных концертов в Новосибирске и постоянно расширяют географию своих гастрольных маршрутов на территории России, в странах бывшего СССР. Интенсивная концертная деятельность не помешала коллективу выпустить семь новых альбомов, достойно пополнивших его дофилармоническую дискографию.

С оркестром охотно сотрудничают солисты Большого театра: Валерий Гильманов, Александр Захаров, Владимир Маторин. Десятки программ подготовлены с признанными мастерами песенного жанра. Достаточно вспомнить такие имена, как Иосиф Кобзон, Анна Литвиненко, Татьяна Петрова. Тесное сотрудничество с солистами, а также хоровыми коллективами помогло Владимиру Гусеву раздвинуть жанровые горизонты своего оркестра. Наряду с вечерами романса, программами инструментальных миниатюр оркестр обращается к сочинениям крупной формы: кантате, симфонии, концерту, опере. Ему по плечу задачи любой сложности.

В свои 85 лет Русский академический оркестр по-прежнему устремлён к новому, не боится рисковать. Наверняка артисты пышно отметят юбилей, вспомнят былое, но всё-таки самые главные свои достижения они видят не в прошлом — в будущем. Таков «их ответ Чемберлену».
Сергей Кравцов (композитор), Советская Сибирь

Наверх