Музыка мирового класса в Приходской церкви в Вольнцахе

31 июля 2003
20 июня в приходской церкви Вольнцаха состоялось крупное концертное событие. Знаменитый виолончелист Марк Дробинский и выдающиеся мастера смычковых инструментов квартет из Новосибирска исполнили в церкви Св. Лаврентия Квартет 2, ор. 92 С. Прокофьева, Квартет 3, ор. 73 Д. Шостаковича и струнный квинтет C Dur, D 956, op. post. 163 Ф. Шуберта.

Филармоника-квартет прибыл к нам из далекого полуторамиллионного города Новосибирска, а виолончелист Марк Дробинский из мирового культурного центра Парижа. Артисты встретились в прекрасном уголке земного шара, который неслучайно зовется Вольнцах. Речь идет о счастливой случайности для истинных ценителей и любителей музыки, ведь не часто артисты мирового уровня играют не только в концертных залах крупных городов, но и в сельской церкви. Я ни минуты не колебался с выбором, где послушать этот концерт: в Мюнхенской филармонии или в отдаленной приходской церкви. Несомненно, в храме все лучше: и воздух, и температура помещения, и акустика и цена входных билетов. Второй струнный квартет на Кабардино-болгарские темы Прокофьев завершил в 1941 году. Подобно своему коллеге Б. Бартоку он использовал в академическом жанре народную музыку Кавказа. Технические требования к исполнителям в этом сочинении доведены до предела возможного: бешено быстрые пассажи в несколько октав, дикая, варварская ритмика, особый тембровый эффект в предельно высоких регистрах, резкие смены настроения. Чем выше требования, тем, казалось, лучше чувствовали себя четыре музыканта из Новосибирска. Хитрые вступления голосов каждого инструмента, неожиданные смены темпа, все ансамблевые сложности были величественно преодолены.

Виолончелист Николай Гирунян с вдохновляющей точностью исполнял акценты басового голоса и потрясающе повторил высокую мелодию скрипки в той же тесситуре.

Второй великий мастер советской музыки — Д. Шостакович опубликовал Третий струнный квартет в 1946 году. В крайних частях сочинения есть несколько танцевальных и остроумных эпизодов, в которых скрипач Валерий Корчагин при высочайшей концентрации не мог удержаться от улыбки. Его партнерша, вторая скрипка Оксана Анисимова ни чуть не уступала первой скрипке в великолепии звука и блестящей виртуозности. Словно единым потоком, слаженно звучали сложнейшие параллельные пассажи обоих скрипачей. Вторая часть квартета наполнена мечтательностью и долгим раздумьем. Возможно, композитор оглядывался на страшные годы войны, которую Советы назвали Отечественной. Затем становится страшно от нарастающей тревоги, от гула боевых машин и марширующих солдат. Последняя часть квартета является грандиозным траурным пением, прерывающимся светлым звучанием восьмых длительностей, словно естественная детская радость, которая будет проявляться даже на дымящихся развалинах. Умолкают светлые голоса скрипок, альт в руках Владимира Копылова, в сопровождении виолончели трогательно изливает свое горе. Впечатляющий итог, где снова появляются скрипки, красочно переливающиеся звуки флажолетов, постепенно погружающие в безмолвную тишину.
Смогут ли после антракта впечатления от музыки стать сильнее? Вряд ли.

Далее музыканты исполняют квинтет C Dur Ф.Шуберта, написанный им перед самой смертью. Это сочинение по праву относят к разряду глубочайших и самых личных произведений камерной музыки. В письме своему другу Купельвизеру Шуберт называет себя жалким, несчастным человеком, которому счастье любви и дружбы не дает ничего кроме наивысшей боли. Квинтет требует от исполнителей не только мастерства, но и глубокого человеческого сочувствия, знания последних фактов жизни композитора.Марк Дробинский, который вышел на сцену во втором отделении, выбрал из двух виолончельных партий первую. Ему надлежало спеть божественно протяженные мелодии Шуберта, на фоне несравнимого пиццикато, которое исполнял Николай Гирунян. Звуки скрипок и альта поражали глубоким психологизмом и погружали слушателей в сферу потустороннего мира.

В безудержно веселом скерцо и финале Шуберт снова возвращается на Землю, не открывая занавес в бездну ни в трио (Des Dur!), ни в интерлюдиях. Четыре русских музыканта и француз Марк Дробинский обладают невероятным исполнительским мастерством и человеческой зрелостью, интерпретировали произведение так, что все слушали не шелохнувшись, словно прикованные.

Публика, под глубоким впечатлением, поблагодарила музыкантов продолжительными аплодисментами. Как только первые аплодисменты стихли, М.Дробинский в сопровождении квартета исполнил бис. С очевидным удовольствием он продемонстрировал виртуозное исполнение на одной струне Вариаций Паганини на тему Россини, что помогло снова вернуться в не обремененную реальность. Остается пожелать, чтобы в будущем в Вольнцахе проводились музыкальные встречи подобного рода.
Петер Ватерс, «Wolnzacher Anzeider», Германия

Наверх