Музыка как откровение

18 сентября 2012
Новосибирский академический симфонический оркестр держит профессиональную планку, заданную более полувека назад маэстро Кацем, и движется вперед.

Вчера концертом, посвященным памяти основателя и на протяжении полувека главного дирижера оркестра А.М. Каца, в концертном зале Дома ученых СО РАН свой 57-й творческий сезон открыл Новосибирский академический симфонический оркестр. Эту же программу, где прозвучат Праздничная увертюра Шостаковича, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Прокофьева, Третья симфония Рахманинова, оркестр и пианист Дмитрий Алексеев под управлением дирижера Гинтараса Ринкявичуса исполнят во Дворце культуры железнодорожников.

Чем замечателен был прошлый сезон прославленного коллектива и что ожидает слушателей в новом? Попробуем коротко обозначить самые главные вехи.

Памяти маэстро

Своего рода аркой, ярко обрамляющей прошедший сезон, стали концерты, посвященные двум выдающимся дирижерам. Каждый из них оставил свой след в культурной жизни столицы Сибири и далеко за ее пределами. По традиции открытие сезона, состоявшееся в Доме ученых СО РАН и на следующий день в ДКЖ, связанное с именем Арнольда Михайловича Каца, стало данью памяти основателю Новосибирского академического симфонического оркестра. Исполнение Шестой симфонии Чайковского и Третьего фортепианного концерта Рахманинова, в котором четко ощущался многолетний опыт предшествующего времени, невольно вызывали воспоминания о прошлом Новосибирского симфонического оркестра. В то же время оригинальная интерпретация и новые художественные идеи, привнесенные главным дирижером оркестра Гинтарасом Ринкявичусом и молодым пианистом Алексеем Володиным, обратили слушателей к настоящему.

А вот на пороге завершения сезона, в мае, состоялись концерты под знаком другого легендарного дирижера — Курта Зандерлинга и его столетнего юбилея. С Новосибирском маэстро связывали годы эвакуации во время Великой Отечественной войны, ставшие временем бурного подъема культурной жизни в сибирском городе. Под управлением его сына, главного приглашенного дирижера нашего оркестра Томаса Зандерлинга, оркестр исполнил шедевры мировой классики: симфоническую поэму «Влтава» Сметаны и Седьмую симфонию Бетховена. Подарком для слушателей стало первое исполнение в Новосибирске Валерием Карчагиным и Оксаной Анисимовой Концерта для двух скрипок с оркестром чешского композитора и скрипача Мартину.

Золотая сердцевина

Сердцевину сезона 2011 — 2012 годов составили более чем сорок концертных программ, включающих произведения различных жанров и эпох, под управлением Фабио Мастранжело (второй главный приглашенный дирижер), Александра Поляничко, Виктора Плоскина, Сергея Оселкова, Эхтибара Ахмедова и других. В качестве дирижеров выступили также замечательные музыканты виолончелист Александр Рудин и скрипач Сергей Крылов.

Среди первоклассных музыкантов были пианисты Екатерина Мечетина, Андрей Хотеев, Александр Гиндин, Константин Лифшиц, Мирослав Култышев, Григорий Файн, Елена Розанова; скрипачи Алена Баева, Олег Рафаэль; гитарист Дмитрий Илларионов; виолончелисты Франсуа Сальк, Наталья Гутман, концерт которой (в дуэте с сыном Святославом Морозом) стал одним из самых ярких культурных событий года. Как и исполнение Владимиром и Станиславом Янковскими впервые в Новосибирске Концерта для двух кларнетов с оркестром современника Моцарта, австрийского композитора и скрипача Крамаржа. А в марте под управлением Гинтараса Ринкявичуса четырежды прозвучал шедевр мировой классики — Реквием Моцарта с участием Вероники Джиоевой (сопрано), Светланы Токаревой (меццо-сопрано), Владимира Чеберяка (тенор), Николая Лоскуткина (бас) и камерного хора Новосибирской филармонии.

Под знаком юбилеев

И вот новый сезон, начавшийся традиционным приношением Кацу. Затем оркестр будет участвовать в филармоническом фестивале русской музыки «Покровская осень», а точнее — концертами 27-го и 28 октября завершит его программу, исполнив под управлением Гинтараса Ринкявичуса увертюру Бетховена «Эгмонт», кантату Прокофьева «Александр Невский» (с участием камерного хора Новосибирской филармонии) и увертюру Чайковского «1812 год». Так будет отмечено 200-летие битвы под Бородино.

В программах филармонических абонементов (по 12 концертов в каждом), кроме маэстро Ринкявичуса, выступят дирижеры Брайан Шкембри (Мальта), Илмар Лапиньш (Иркутск), Сесар Альварез (Испания), Александр Ведерников (Москва), Лука Биццереро (Швейцария), Феликс Коробов (Москва). Среди солистов: Вадим Холоденко (Москва), фортепиано; Марк Дробинский (Франция) и Денис Шаповалов (Москва), виолончель; Максим Рысанов (Великобритания), альт; Илья Коновалов, концертмейстер оркестра Израильской филармонии и Валерий Карчагин, концертмейстер нашего оркестра (скрипка); Иван Коробань, концертмейстер группы труб Новосибирского симфонического оркестра.

Будут исполнены симфонии Шостаковича, Чайковского, Брамса, Бетховена, Малера, Мендельсона, концерты: для фортепиано — Рахманинова, для скрипки — Брамса, для виолончели — Соге, Васкса, для альта — Шнитке, для трубы — Арутюняна. Это не весь перечень сочинений, подробности будут в афишах, анонсах.

В абонементах № 1 «а» и № 2 «а» (соответственно ДКЖ и концертный зал Дома ученых СО РАН) — по шесть концертов. Первые состоятся в ноябре — маэстро Ринкявичус представит оперу Верди «Отелло» в концертном исполнении с хором Новосибирского академического театра оперы и балета, с солистами Светланой Токаревой, Николаем Лоскуткиным, Павлом Янковским, Владимиром Чеберяком (НГАТОиБ), Лилией Губайдуллиной и Вайдасом Вишняускасом (Вильнюсский театр оперы и балета). Завершатся абонементы в апреле Реквиемом Верди под управлением Гинтараса Ринкявичуса.

Для детей сохраняется абонемент № 3 — шесть концертов в концертном зале Дома ученых СО РАН.

В октябре оркестр совершит гастрольный тур по маршруту остров Узедом (Германия) — Вильнюс (Литва) — Тарту — Йихве (Эстония) — Санкт-Петербург — Москва. Все турне пройдет под знаком 75-летия Новосибирской области и Новосибирской государственной филармонии.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Гинтарас РИНКЯВИЧУС, художественный руководитель и главный дирижер оркестра:
— Артисты оркестра очень тонко чувствуют настоящее искусство. Имея богатый опыт исполнения отдельных произведений с разными дирижерами и возможность сравнивать, они обладают пониманием интерпретации и того, что они должны преподнести публике. Такое творческое отношение к работе, понимание и любовь к музыке — самые важные черты коллектива Новосибирского симфонического оркестра.
Анна Пронина, Татьяна Шиндина, «Советская Сибирь» 172 (26795)

Наверх