Мечта Маэстро

28 августа 2014
Лев Крокушанский: «Мы исполнили мечту Маэстро» 

Накануне 90-летнего юбилея Арнольда Каца, который будет широко отмечаться в сентябре, о маэстро вспоминает директор Новосибирского академического симфонического оркестра Лев Крокушанский. Заслуженный деятель искусств РФ Лев Крокушанский начал работать в оркестре музыкантом в 1969 году, с 1973-го перешёл на административную работу. 

 — Лев Григорьевич, маэстро Кац добился большого успеха, был удостоен множества высших орденов и регалий. Скажите, о чём он мечтал? 

 — Да вот об этом (разводит руками) — Арнольд Михайлович всю жизнь мечтал о достойном оркестра концертном зале — здании, в котором мы сейчас разговариваем. К сожалению, он этого всего не увидел. Зал прекрасный, это наша гордость. Я очень люблю показывать его нашим гостям — солистам и дирижёрам, прилетающим работать с оркестром. 

 — А если бы Арнольд Михайлович увидел зал, что бы сказал? 

 — Он бы обрадовался… Но, зная его характер, могу предположить, что тут же добавил бы: «А вот это мне не очень нравится… а вот это нужно переделать… И вообще это всё никуда не годится!». Он был человек требовательный, и это относилось не только к оркестру, но и прежде всего к нему лично. Качество помещения для музыкантов для него было очень важно, а вот сам он долгие годы работал вообще без кабинета. Первый кабинет у него появился, когда был отремонтирован Камерный зал филармонии (Дом Ленина) и туда из Дома политпросвещения переехала администрация филармонии. Тогда у него появился свой кабинет, но и там он находился не один. 

 — Как было принято решение о строительстве зала? 

— Через несколько дней после прощания с Арнольдом Михайловичем оркестр в полном составе был приглашён к тогдаш­нему губернатору Виктору Алексан­дро­вичу Толоконскому. На встрече он обратился к коллективу со словами, которые многие помнят. Он сказал, что чувствует вину за то, что, откликаясь на многие просьбы маэстро Каца, откладывал самое главное решение — о строительстве концертного зала. «Я исправлю эту ошибку, и зал для оркестра будет построен», — сказал Толоконский, и вот сегодня мы готовимся к открытию уже второго сезона в зале, названном именем Арнольда Михайловича Каца. 

 — Как вы думаете, почему Арнольд Михайлович не переехал из Новосибирска в Москву или Ленинград, у него наверняка такая возможность была? 

 — Да, талант бы себя везде проявил, но в Новосибирске, в этом молодом развивающемся городе, он нашёл себя. Здесь он реализовался не только как музыкант, но и как личность, и как яркий администратор, в этом он тоже был талантлив. Представьте, какой это труд — создать оркестр! У нас работало много музыкантов из консерваторий той же Москвы, Ленинграда, Киева, других городов. Ведь их нужно было убедить переехать в Сибирь. А чиновников необходимо было убедить создать условия для музыкантов — людям нужны квартиры, детские сады и так далее. Если кто-то из музыкантов обращался к Арнольду Михайловичу с медицинской проблемой, то он немедленно снимал трубку и звонил знакомым врачам в любое время, здесь он не деликатничал. Однажды я был свидетелем, как он достал путёвку в пионерский лагерь «Артек». Казалось бы, уж такие вопросы он не должен был решать, но его попросили — и он сделал. Почему? Потому что он всегда подчёркивал: чтобы оркестр существовал, необходимо решать экономические и социальные задачи, а уже это станет залогом творческого роста и художественных достижений. 

 — От музыкантов, в свою очередь, требовалась самоотдача?

 — В работе Арнольд Михайлович был, можно сказать, деспотичен, он добивался того результата, который ему был нужен. Уже в 70-м году, через 14 лет с момента создания оркестра, коллектив под руководством маэстро достиг такой планки, что стал выезжать за рубеж. В то время попасть в обойму коллективов, которым Госконцерт доверял гастроли, было очень сложно, но Арнольд Михайлович этого добился, прежде всего, за счёт качества… Сегодня оркестр под руководством Гинтараса Ринкявичуса продолжает и развивает то, что маэстро мыслил делом своей жизни. 

 — Вы имеете в виду Транссибирский арт-фестиваль? 

 — Да, и его тоже — этот проект сегодня — вершина творческих достижений коллектива! В своё время Арнольд Михайлович организовал фестиваль «Классика и современность» — и возглавлял его на протяжении более чем 20 лет. В определённый момент маэстро от идеи фестиваля отказался — ему хотелось развития, большего масштаба, но без достойного концертного зала это было невозможно. Но Арнольда Михайловича не стало — и возникла идея возродить фестиваль. С этой идеей я подошел к Вадиму Репину на завершении фести­валя Дениса Мацуева «Байкальские звёзды». «Смотри, говорю, Иркутск проводит фестиваль, может, и нам стоит попробовать?» Вадим к этой идее отнёсся прохладно, но я о ней напоминал ему два года. И вот он в очередной раз приехал к нам, играл на юбилее филармонии. Я опять к нему подошёл. «Лев Григорьевич, опять про фестиваль говорить будете?» Я ему не ответил, зато предложил посмотреть наш новый зал, который тогда уже находился на стадии завершения. Мы сели в машину, приехали, он посмотрел, прошёлся по сцене, поворачивается ко мне и говорит: «Что же вы про фестиваль не спрашиваете?! Будет фестиваль!». Так первая мечта маэстро — зал — помогла осуществить другую, потому что, я уверен, после строительства зала Арнольд Михайлович обязательно захотел бы организовать международный фестиваль на базе оркестра — и на принципиально новом уровне. Транссибирский арт-фестиваль стал кульминацией прошлого сезона и, пожалуй, самым масштабным проектом филармонии за всё время её существования. Вы бы видели не только реакцию публики — она понятна, но и музыкантов оркестра, как они были рады, как им было интересно, важно поработать с мастерами мирового уровня, ведь ради этого они, в конечном счёте, и живут. 

 Иван Коновалов, vedomosti.sfo.ru 28 августа 2014

Наверх