Константин Лифшиц: «Чем больше играешь, тем сложнее донести зрителям то, что ты чувствуешь в данную минуту»

14 марта 2018
Транссибирский Арт-Фестиваль – 2018: весь музыкальный мир на сцене филармонии!

10 марта в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца в рамках пятого Транссибирского Арт-Фестиваля состоялся сольный концерт пианиста Константина Лифшица. Признанный одним из лучших интерпретаторов музыки Баха, музыкант объединил в одну композицию Английские сюиты Иоганна Себастьяна Баха и фортепианные сочинения Леонарда Бернстайна.

Герой нашего времени!

Критики различных международных изданий называют пианиста «гением», «чудом», «феноменом» и «эрудитом». «Несомненно, один из самых высокоодаренных и мощных пианистов нового времени», – пишет о нем швейцарская пресса. Его игру высоко оценивали Белла Давидович и Мстислав Ростропович. Его партнерами по сцене являются Гидон Кремер, Вадим Репин, Максим Венгеров, Валерий Афанасьев, Наталья Гутман и Патриция Копачинская... Сегодня он входит в число ведущих мировых пианистов.

Имя Константина Лифшица уже вписано в историю Транссибирского Арт-Фестиваля: на первом году его существования он участвовал в четырех программах форума, на третьем – в трех, в последний момент заменив внезапно заболевшего исполнителя. В этот раз маэстро вместе с Вадимом Репиным, Новосибирской хоровой капеллой и Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Кента Нагано выступил в программе концерта-открытия Транссибирского Арт-Фестиваля, а днем позже представил необычную сольную программу, которая так и называлась: «Герой нашего времени»

«Сначала я хотел исполнить в Новосибирске только Английские сюиты Баха, но в процессе обсуждения программы с дирекцией фестиваля возникла довольно внезапная идея объединить их с музыкой Леонарда Бернстайна, – рассказал пианист. – И знаете, всё сложилось очень логично. Формальным поводом к появлению музыки Бернстайна стало 100-летие со дня его рождения, которое весь мир отметит в 2018-м году. Но и по сути его сочинения вступили во взаимодействие с опусами Баха и перемежаются с ними очень естественно: ведь и то, и другое – танцевальная музыка. Не стоит забывать, что каждая сюита – это последовательность танцев. Что касается Бернстайна, то он просто помешан на ритме и танце, это проявляется во всех его произведениях».

В каждом из трех отделений концерта музыкант исполнил по две Английские сюиты Баха, добавив к каждой паре сюит по одной композиции Бернстайна. Сочинения этого композитора разделены более чем 60-ю годами и потому позволяют представить развитие его стиля: в программу вошли Соната, созданная в 1938-м году, и композиция «Touches», написанная в 1981-м году. «Программа моего сольного концерта меньше всего является интеллектуальной конструкцией – она живая и увлекательная», – подчеркнул маэстро.

«Это мой третий визит в Новосибирск. Еще во время предыдущих встреч с местной публикой я почувствовал, что такая яркая программа окажется вполне в поле ее интересов. Транссибирский – любимый мною фестиваль, благодаря ему у меня появилось много новых друзей. Я желаю этому замечательному проекту процветания».

Пианист Константин Лифшиц


«Встреча с новой публикой – это всегда очень волнительно»

Перед стартовым концертом фестиваля мы поговорили с маэстро о музыке, о Сибири. Константин Яковлевич рассказал, что считает себя старожилом фестиваля. Что каждый раз, выходя на сцену концертного зала имени Арнольда Каца, волнуется и радуется, как ребенок. А еще – восхищается талантами, которые рождает великая сибирская земля...

– На днях подумал, посчитал и выходит – это мой третий фестиваль! Получается, я старожил, стоял, так сказать, у истоков этого музыкального форума (смеется). Каждый раз, приезжая на фестиваль, я наблюдаю за его развитием. И каждый раз отмечаю, что это не просто количественно больше концертов, оркестровых выступлений, не просто с бОльшим размахом строится программа, составленная из камерных и сольных выходов. Смысл уходит, я бы сказал, в глубинный срез, когда более масштабными становятся сами идеи построения этих программ. Огромная благодарность устроителям за эту веру в развитие фестиваля. Ведь на самом деле не всё так легко и радужно. Это только на сцене – успех, цветы, аплодисменты, овации. Есть немало сложностей, о которых мы лишь догадываемся. Организаторам приходится преодолевать массу препятствий, чтобы событие состоялось, чтобы всё сложилось так, как хочется. И вот за эту веру, за этот напор и творческий штурм хочется пожелать, чтобы и дальше фестиваль расцветал пышным цветом.

– Поскольку вы вместе с Кентом Нагано являетесь крестными отцами форума, то и несете особую ответственность за то, каким «мальчик» вырос. Есть ли у вас особые идеи в плане дальнейшего развития этого праздника музыки?

– Отмечу особую программу фестиваля –  мастер-классы с молодежью. Я уже был в этом году в Новосибирске, давал мастер-класс в ДК «Энергия». Ребят было четверо, время ограничено. И высказать всё, что мне хотелось, оказалось чрезвычайно сложно. Я думаю, у этого фестиваля совершенно потрясающий потенциал. У вас такое количество талантливых детей, молодежи! Наверное, не только в Новосибирске. Вадим Репин – яркий представитель того, что эта земля может создать, вскормить, выпустить в мир. Во всяком случае, юные музыканты, в первую очередь я говорю о пианистах, достойны того, чтобы им помогли расти профессионально. Я надеюсь, мне удастся в ближайшее время провести более глубокий мастер-класс, поскольку за два часа, отведенные в прошлый раз, можно проделать лишь косметическую работу. Я с удовольствием приеду и поработаю с этими ребятами. Думаю, что большинство артистов, которые приезжают на фестиваль, с огромной радостью встречаются с молодыми музыкантами этого края, проводят с ними мастер-классы. Именно эта сфера развития фестиваля вызывает у меня искреннее восхищение. И пусть она только зарождается, но развитие этой линии очевидно.

В рамках V Транссибирского Арт-Фестиваля под руководством Вадима Репина стартовала Программа мастер-классов от звезд мировой музыки «Просто общайся со звездой». Всего за месяц планируется провести 14 таких учебных семинаров для юных музыкантов. Все 50 участников мастер-классов прошли строгий отбор, их заранее выбирали и прикрепляли к определенному музыканту. Среди педагогов – скрипачи Вадим Репин и Антон Бараховский, пианисты Константин Лифшиц и Мари Кодама из Японии, виолончелист Пабло Феррандес из Испании, швейцарский саксофонист и композитор Даниэль Шнидер. Наблюдать за мастер-классами смогут все желающие. Общение музыкантов с их подопечными будет проходить в форме открытого урока. В зале в это время могут находиться родители, друзья учеников и просто поклонники классической музыки. Принимать участие во встречах в основном будут воспитанники консерваторий и музыкальных школ не только из Новосибирска – приедут ребята из Кемерово и Москвы, есть даже один скрипач из Италии, который мечтает попасть на курс к Вадиму Репину.

– Вам в Новосибирске что интересно: сам фестиваль, то, что Вадим приглашает и публика ждет, встреча с коллегами. А, может, сама Сибирь?

– Всё вместе. И Новосибирск нравится, и ваша замечательная публика.

– Она чем-то отличается от другой, скажем, столичной?

– В каждом городе она своя, уникальная. Отдает свои, особые флюиды, по-разному реагирует на мастерство. У вас зритель серьезный: приходит на концерт и ждет чего-то необычного от тебя – это очень чувствуется. И отдача потрясающая!

– Фестиваль вдали от центра, глубоко в Сибири, тем не менее такого высокого уровня. Что можете сказать?

– Ну почему глубоко. Новосибирск – это центр Сибири: двое суток на поезде из Москвы – и вы уже здесь.

– Ну, это двое суток от Москвы, а от Парижа все пять.

– Тогда несколько часов самолета – и всё. До Японии дольше лететь (смеется). Что касается фестиваля, ничего нового, пожалуй, не скажу – форум самого высокого исполнительского уровня. Сюда приезжают замечательные артисты – с мировым именем, здесь рождаются блестящие премьеры.

– А интересно ли звездам ехать в провинцию?

– Да почему же в провинцию?! Город полуторамиллионный! Я как музыкант вообще не знаю, что такое провинция. Может быть, место, где тебя не ждут, и есть провинция. А ваш город, где такой великолепный зал, знаменитый оркестр, публика, настолько глубоко чувствующая музыку, ничем столицам не уступает. Для любого музыканта, любого дирижера – это честь побывать здесь, участвовать в фестивале.

– У вас выступления по всему миру. Чем лично вам интересен Новосибирск?

– Встреча с новой публикой – это всегда очень волнительно, для музыканта это огромная радость. Звучат новые произведения, появляются новые партнеры, новые эмоции. Очень приятно, что растет круг друзей – он становится шире. Каждый раз мы с удовольствием встречаемся здесь, делимся впечатлениями и просто общаемся. Ну а всё вместе – это моя жизнь...

– А как лично вам играется на нашей сцене?

– Хорошо. И оркестр у вас прекрасный, и зал. Одним словом, созданы все условия для проведения такого уровня фестивалей.

– Некоторые музыканты, дирижеры даже отказались от текущих гастролей, чтобы приехать на фестиваль. А как у вас сложился график?

– Всё решилось в последний момент, именно поэтому я оказался в эти дни в Новосибирске. Сразу после концертов лечу в Японию – гастроли в Стране Восходящего Солнца продлятся целый месяц. Я очень рад, что всё срослось и ничем не пришлось жертвовать.

– У вас сегодня выступление в составе концерта, завтра – сольное. Маэстро волнуется?

– Волнуюсь, конечно. И чем дальше, тем волнуюсь больше.

– Но почему? У вас столько отыграно концертов, столько пройдено фестивалей....

– Чем больше играешь, тем сложнее донести до зрителей то, что ты хочешь, что чувствуешь в данную минуту. Чем больше есть что терять, тем больше переживаешь.

– Мы хотим пожелать вам как можно чаще приезжать в столицу Сибири. А что вы пожелаете нам, зрителям?

– Здоровья, радости от искусства, от общения с музыкой. Чтобы в жизни всё складывалось так, как хотелось. Чтобы музыка помогала и поддерживала.

Досье «Бумеранга». Константин Лифшиц. Российский пианист, дирижер, окончилРоссийскую Академию музыки им. Гнесиных. На выпускном экзамене в 1994 году в исполнении Лифшица прозвучали знаменитые баховские «Вариации Гольдберга», что позволило говорить о нем как о зрелом музыканте. В 1990 году стал стипендиатом программы «Новые имена» Российского фонда культуры, дебютировал в Лондоне, после чего начал активно концертировать в странах Европы, США, Канады, Японии... Окончил аспирантуру Лондонской королевской академии музыки (класс проф. Х. Милна), что знаменовало начало нового этапа в его творческой жизни. Окончил Берлинский университет искусств по специальности «дирижер». Выступает со многими известными оркестрами, среди которых – Филармонический оркестр Нью-Йорка, Симфонические оркестры Лондона и Чикаго. Его сольные концерты проходят в лучших концертных залах мира, на самых значительных фестивалях. Константин Лифшиц – страстный исполнитель камерной музыки. Первая его звукозапись произведений Баха, Шумана и Скрябина была удостоена премии «Эхо». Обладатель ордена Сергия Радонежского III степени и премии «Ровенна» – за выдающийся вклад в исполнительское искусство. Действительный член Лондонской Королевской академии музыки, преподаватель Люцернской консерватории.


Наверх