Худрук нововсибирской филармонии Владимир Калужский надеется отметить её 75-летний юбилей в новом Большом зале
Но, предвкушая новые возможности, музыканты отдают должное настоящему. Этот праздник был посвящен 85-летию Камерного зала филармонии, известному также под историческим названием «Дом Ленина». Памятник архитектуры был передан филармонии в 1980-е годы в состоянии реконструкции; первые концерты на его сцене состоялись в 2003 году. «Это первое культурное здание Новониколаевска—Новосибирска. Построенное на народные пожертвования, оно совмещало все: здесь были и официоз, и просвещение, и культура. Кстати, решение о переименовании города было принято в этих стенах», — отмечает Калужский.
После демонтажа Большого зала Дом Ленина остался единственной собственной филармонической площадкой, и организация использует этот ресурс по максимуму: концерты проходят не только непосредственно в зале, но и в двух камерных помещениях; здесь располагается музей филармонии; здесь же репетирует большинство филармонических коллективов — кроме тех, которые на сцену Камерного зала физически не помещаются. «Здание полно легенд, и мы очень хотим осуществить в этом году акцию, аналогичную Ночи музеев, — устроить несколько поздних концертов и провести слушателей по тем помещениям, которые обычно недоступны публике», — поделился планами худрук.
Но самые грандиозные планы организации сейчас связаны, конечно, со сдачей в эксплуатацию Большого зала. Его реконструкция началась в 2008 году. История утверждения проекта, конкурса застройщиков и строительства была долгой и непростой, но в итоге все должно счастливо разрешиться к декабрю 2011 года. По крайней мере, по словам директора филармонии Александра Назимко, есть основания надеяться, что к этому времени здание будет готово, а затем какое-то время уйдет на благоустройство прилегающей территории, акустическую настройку зала, закупку оборудования и тому подобные заботы. «Очень хочется, чтобы эти два важнейших события для новосибирской культуры — 75-летие филармонии и открытие нового концертного зала — совпали. Мы готовы даже отпраздновать день рождения не в январе–феврале, как делаем обычно, а позже — но, конечно, в течение юбилейного сезона», — отметил Назимко.
Обладание новым залом — не только большая радость, но и большая ответственность. «Недостаточно механически перенести на новую сцену наши плановые концерты, — говорит Владимир Калужский. — Сейчас мы работаем над созданием концепции нового зала, думаем над новыми проектами, которые смогут и поддерживать к нему интерес, и формировать уникальный культурный облик». Тщательно продуманная концепция и поддержание интереса к академическому искусству в новом году становятся особенно актуальны для филармонии не только в связи с окончанием строительства нового зала. С января организация стала автономным учреждением культуры, и хотя дирекция заявляет, что резких изменений в жизни музыкантов в ближайшее время не произойдет, их неизбежность — рано или поздно — очевидна.
Новосибирская филармония — самая многочисленная в стране: в ее штате 20 коллективов. И то, что при других обстоятельствах было предметом гордости, в условиях автономии становится поводом для размышлений об эффективности работы. По словам Александра Назимко, новая правовая форма дает больше свободы руководству и одновременно заставляет ориентироваться на законы рынка. В частности, речь идет о перераспределении концертной нагрузки, при котором более востребованные коллективы будут и больше выступать, и больше зарабатывать.
«У каждого нашего коллектива, безусловно, есть и свои достижения, и своя аудитория — этого никто не отменял, — отмечает директор. — Но в определенных случаях форма существования может измениться — я имею в виду проектное финансирование, когда музыканты работают не постоянно, а собираются на отдельные программы».
Первые итоги жизни в автономии филармоническое руководство планирует подвести через год. Пока же выражает уверенность в том, что переход в рыночные условия станет мощным импульсом к развитию не только для менеджмента, но и для артистов. Александр Назимко считает, что художественная политика как организации в целом, так и каждого коллектива станет более гибкой и клиентоориентированной. «Разумеется, в тех пределах, которые нам задает академическое искусство», — подчеркивает директор.
Марина Монахова
Фото Михаила Перикова