Излучение личности

17 сентября 2009
К 85-летию со дня рождения Арнольда Каца Среди музыкантов, сыгравших ключевую роль в становлении отечественной дирижерской культуры в XX веке, особое место занимает Арнольд Кац. 51 год он руководил основанным им симфоническим оркестром в Новосибирске, чьи художественные достижения прославили этот город на весь мир. Арнольду Михайловичу пришлось с нуля не просто создавать оркестр, но закладывать традиции, воспитывать публику. Он наладил связь между оркестром и консерваторией, агитируя лучших местных выпускников идти к нему. И ведь шли, не рвались «в Москву, в Москву…», поскольку маэстро обеспечивал не только интересную творческую жизнь, но и налаживал материальную сторону существования своих артистов. 

Для этого ему приходилось прибегать к самым разным ухищрениям, даже «постановочным эффектам», о которых он потом с юмором рассказывал. Один такой эпизод, не вошедший в последнее интервью А.Каца газете «Культура», процитирую ниже. «Исполком в Новосибирске, — рассказывал Арнольд Михайлович, — одно время возглавлял Егор Кузьмич Лигачев. Вначале я добился от него разрешения занять любое пустующее здание в центре города под общежитие для оркестра. В помещении бывшей школы мы сделали комнаты-пеналы, и получилось, как у Ильфа и Петрова, общежитие Бертольда Шварца. Но оркестр расширялся, музыканты обзаводились семьями, и я понял, что если не налажу конвейер, чтобы люди получали отдельные квартиры, то они разбегутся. Тогда я подготовил небольшой спектакль: велел сломать построенные нами перегородки, оркестрантам вовсю играть, их женам — варить обед, детям шуметь и ездить на велосипедах. И пригласил Лигачева приехать посмотреть на бытовые условия артистов. Еще подъезжая, он, услышав этот жуткий шум, спросил: «Что тут у вас сегодня?» Я отвечаю: «Выходной день». — «А почему они играют?» — «Они готовятся к репетиции на следующий день. У музыкантов выходных не бывает». Потом он открыл дверь, а оттуда на него повалил дикий пар. Он немедленно закрыл дверь и сказал: «Я все понял». А через несколько часов на специальном заседании каждому нуждающемуся оркестранту выделил отдельную квартиру…» Конечно, нужно было обладать незаурядным мужеством, даже дерзостью, чтобы так смело общаться с сильными мира сего. Этих качеств Арнольду Кацу было не занимать, ведь он прошел Великую Отечественную войну в саперных войсках, и ходить по минному полю ему было не в новинку. Когда знакомишься с биографией Каца, складывается ощущение невероятной успешности этого человека: все его начинания приносили блестящие плоды, он стремился созидать, поддерживая все творческое и талантливое. Можно вспомнить, сколько он сделал для пропаганды новой музыки. Открыв абонемент «Классика и современность», он в течение сорока лет каждый сезон представлял произведения авторов наших дней. На сайте Новосибирской филармонии у АСО своя страница, и хотя вот уже два года, как Арнольд Михайлович ушел из жизни, 95 процентов материалов — история оркестра, выдержки из рецензий, фото — посвящены ему. Вот маэстро что-то сосредоточенно объясняет маленькому Максиму Венгерову, пришедшему на репетицию в спортивном костюмчике. А на других он — с Давидом Ойстрахом, Даниилом Шафраном, Леонидом Коганом, Виктором Третьяковым, Юрием Башметом… Есть фото с первыми лицами государства, Борисом Ельциным, Владимиром Путиным, который посетил одно из последних столичных выступлений маэстро с выпестованным им оркестром. Кажется, что тогдашняя нервозная обстановка в Колонном зале (все-таки президент на концерте!) придавала артисту лишь кураж и вдохновение: это был триумф духа, когда скупой жест 83-летнего дирижера рождал и у оркестрантов, и в зале фантастическую энергетическую отдачу. Не говоря уже о тонкостях замечательной интерпретации Пятой симфонии Чайковского, композитора, чьи произведения особенно удавались маэстро. В эти дни Арнольду Кацу исполнилось бы 85 лет. В родном городе к этой дате готовились заранее. На первом концерте сезона прозвучала Десятая симфония Шостаковича — то сочинение, с которого началась дирижерская карьера маэстро, к этой дате приурочили открытия мемориальных досок. Мощное излучение его личности по-прежнему озаряет музыкальную жизнь Новосибирска. Евгения Кривицкая

Наверх