«Игра в квартет»

10 декабря 2010
В середине декабря квартет Filarmonica (Новосибирск) отмечает 20-летие. Небольшой коллектив, организованный в начале 1990-х музыкантами Новосибирского академического симфонического оркестра, за эти годы выступил с известнейшими музыкантами страны и мира, изъездил Старый и Новый Свет с гастролями, представил нашу страну на международных форумах самого высокого уровня. Накануне юбилейных концертов с квартетом встретилась Марина Монахова.

— Что значит для вас эта дата? 20 лет — большая цифра, немногие квартеты ее достигали…

Оксана Анисимова, артистка квартета: — Состав квартета за годы его существования менялся, поэтому ощутить 20-летие коллектива можем только мы с Валерием Юрьевичем. И мы не чувствуем эту дату как некий рубеж. Все стороны нашей жизни очень тесно переплетены — будь это работа в квартете, работа в оркестре или педагогика. Есть постоянный творческий процесс — и это состояние, в котором мы привыкли жить.

— Квартет, оркестр, музыка круглые сутки… Вы от нее не устаете?

Илья Тарасенко, артист квартета: — Нет. Принципы игры в разных коллективах отличаются, устать от этого невозможно. Работа в оркестре идет «крупными мазками», каждая группа струнных — а это от 10 до 20 человек — чаще всего играет одно и то же, в унисон. А квартет — это тонкая, филигранная работа: в квартете голос каждого инструмента идеально слышен, поэтому на каждом из нас лежит особая ответственность.

О. А.: — Квартет — воплощение наших творческих устремлений. Здесь мы можем экспериментировать со средствами и сочетаниями, здесь мы совершенно свободны и творим для себя.

— Какие события стали для вас веховыми, круто изменили судьбу коллектива за это время?

Валерий Карчагин, художественный руководитель квартета: — Знаковых событий было много, каждое из них означало достижение определенного уровня, определенного качества. Сначала победа на Всесоюзном конкурсе в 1991-м. Потом квартет вошел в штат филармонии. Рубежом, конечно, стала частичная смена состава квартета и затем, разумеется, выступление на фестивале «Европалия» в 2006 году.

Фестиваль «Европалия» проходит в Брюсселе с 1969 года, его главная задача — познакомить широкую публику с культурой стран — членов Европейского сообщества. В 2005–2006 годах «Европалия» впервые была посвящена российской культуре. Драматическое искусство нашей страны в Бельгии было представлено театрами Льва Додина и Петра Фоменко, симфоническое и оперное — коллективами Русского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева и Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Представить в Брюсселе достижения русского искусства в области квартетного жанра было доверено квартету Filarmonicа.

— Вы очень много времени проводите вместе, и большая часть этого времени — творческое взаимодействие. Вам это не мешает? Не бывает такого, что творческие конфликты и несогласия осложняют человеческие отношения?

О. А.: — Нередки случаи, когда как раз в квартетах сложности в отношениях заходят очень далеко. Это очень специфический формат, когда люди друг с другом тесно связаны. Бывало, что коллеги ни при каких обстоятельствах не общались лично — только через посредников. Бывают такие истории, как принципиальные поездки на разных поездах или требования жить в гостинице на разных этажах. У нас все иначе, к счастью, мы этих «прелестей» лишены.

— В начале ноября симфонический оркестр под управлением маэстро Ринкявичуса и по его инициативе исполнил Queen Symphony. Шаг в сторону нетрадиционного, неакадемического репертуара дал впечатляющий результат: по количеству новой публики этот концерт симфонического оркестра оставил позади все аналогичные проекты. Готовы ли вы делать такие популярные шаги навстречу вашим слушателям?

В. К.: — Нам случалось играть и рок, и джаз. Правда, это было сделано не потому, что мы преследовали какие-то маркетинговые цели. В нашем репертуаре есть две сюиты талантливого новосибирского композитора Сергея Кравцова, написанные на темы французского шансона и на темы песен The Beatles, мы играем его транскрипции оркестровых сочинений для квартета, исполняем очень разную музыку. Но нужно отметить, что академическая манера исполнения значительно меняет природу этой музыки. Она наполняется непривычным, возможно, для нее академизмом.

Наверх