И создал Кац оркестр..

22 сентября 2022

К этой теме я приближался с большой осторожностью. Поскольку речь пойдет об Арнольде Михайловиче Каце.

Для большинство сегодняшних почитатетелей, руководителей и жителей города и области Кац это человек-легенда, создавший академический симфонический оркестр. При этом у него не было весомых покровителей. Создание оркестра шло непросто, и было время, когда Арнольду Михайловичу доставалось от разного рода «чинуш».

Те, кто был рядом, помнят, как болезненно он реагировал на то, что почетное звание народного артиста СССР так долго мурыжили по разным столам, что было просто неприлично на это смотреть. В результате он его получил в 64 года (в 1988 году).

Неразрешимой в конце восьмидесятых стал вопрос размещения оркестра на период первого капитального ремонта Театра оперы и балета. (1984 и далее). Мы все сделали, чтобы концертный зал театра, где все это время базировался оркестр, закрыли только после того, как практически полностью отремонтировали основное здание театра. Некуда была идти оркестру, и я неоднократно слышал от некоторых функционеров, что проще на это время оркестр распустить или отправить на многолетние гастроли.

Когда первый секретарь обкома КПСС (глава области) Александр Павлович Филатов (кстати, сам поклонник симфонической музыки) в очередной раз собирал ответственных сотрудников у себя в кабинете и спрашивал, где у нас на период ремонта будет работать оркестр, Леонид Федорович Колесников, главный идеолог области, неожиданно предложил:

— Александр Павлович, мы вот в совнархозе хороший ремонт сделали, ну и пусть они там по очереди с лекторами и выступают.

Филатов, покосившись на меня, не выдержал и сказал:

— Леня, ты когда последний раз был на симфоническом концерте?

— А что не так? — переспросил Колесников.

Тут уже я не выдержал и, не соблюдая субординацию, заявил, что на сцене общества «Знания», которую я очень хорошо знаю, может разместиться камерный струнный оркестр человек на 15.

— А сколько у Каца? — поинтересовался Колесников.

— 100!

— Да, наплодили деятелей, а теперь решай за них, где им быть.

А когда обком партии в 1988 году возглавил красный директор Виталий Петрович Муха, оценив безвыходность ситуации, он легко согласился передать большой зал дома политпросвещения для репетиции оркестра. Один из членов бюро обкома сказал Виталию Петровичу Мухе:

— Воля ваша, Виталий Петрович, но этим евреям только пальчик дай, они всю руку отгрызут. Вот увидите, скоро весь дом политпроса под филармонию уйдет!

И ушел, и молодец Виталий Петрович, правильно сделал.

К слову, вспомнилось. Кац не верил в возможность перехода с оркестром в дом политпроса. И когда я его попросил записаться на прием к Мухе, он спросил, «ну что ты там еще выдумал». Я ему сказал, на ушко. Он выразился по-русски все что он об этом думает, но, не успев добраться до телефона, уже звонил и спросил, а не знаю ли я размер сцены, войдет ли оркестр? «Войдет, — заверил я его, — с запасом». Но на этом все не кончилось. Буквально через несколько дней Каца в кабинет пригласил новый секретарь по идеологии Анатолий Иванович Жучков, для поддержки он позвал и Владимира Викторовича Шамова, секретаря горкома КПСС. У Жучкова был план, убедить Каца самого отказаться от зала (никудышный, деревянный) и начать строить новый зал. И ведь убедил. Когда Шамов с Кацем вышли из кабинета Жучкова, Владимир Викторович, с которым я предварительно этот вопрос обсуждал, накинулся на маэстро.

— Вам вешают лапшу на уши! Где и что они сейчас будут строить? Нет ни бюджета ни места. Я как идеолог должен вас уговаривать отказаться, я же, как нормальный человек, вам говорю, не будет зала Дома политпроса, не будет в ближайшие годы ничего.

Тут Кац развернулся, открыл дверь в кабинет к Жучкову и бросил ему:

— Я тут подумал, мы будем репетировать в вашем зале, а вы скорее стройте для нас современный зал, о котором мне только что рассказали.

Доставалось Арнольду Михайловичу, нередко сильно доставалось. Вот недавно в очередной раз перечитал один документ, который, наверное, будет полезным перечитать многим любителям и ценителям оркестра. Через что приходилось маэстро проходить. Хотелось и наших читателей познакомить с ним.

                   

  Газета «Правда» (!!!!) от 10 июля 1958 года справедливо указала «недостаточно требовательное отношение к своей работе и на отсутствие высокой творческой дисциплины в коллективе симфонического оркестра и что эти серьёзные недостатки в значительной мере зависят  от главного дирижера  и художественного руководителя оркестра т. Кац А.М.

За период работы в коллективе т. Кац А.М. показав себя достаточно опытным, интересным дирижером, в то же время не справлялся в полной мере с обязанностями главного дирижера и художественного руководителя коллектива.

  Совершенно нетерпимым является личное поведение т. Кац.

  В период первой гастрольной поездки оркестра по районам Новосибирской области т. Кац систематически допускал недостойные поступки компрометирующие его, как советского артиста и, тем более, как руководителя коллектива, на что справедливо было указано в жалобе руководителей партийных и советских органов Убинского района. После этой поездки т. Кац было сделано серьёзное предупреждение, однако он не сделал для себя выводов и в период гастрольной поездки на ДВК, вновь допускал факты недостойного поведения.

Тов. Кац проявлял нетерпимое отношение к справедливым критическим замечаниям в его адрес и зазнайство. Так для прослушивания и обсуждения программы перед выездом в г. Москву были приглашены специалисты и представители музыкальной общественности города, которые высказали в основном, справедливые замечания в адрес оркестра, на эти же недостатки было указано и в Москве. Однако вместо того, чтобы воспринять  эту доброжелательную критику, как должное и принять меры  к устранению недостатков т Кац в непозволительно-оскорбительной тоне, отчитал всех выступающих, обвинив их в необъективности и тенденциозном отношении к коллективу оркестра.

В период гастролей с оркестром филармонии выдающихся советских композиторов и музыкантов т. Хачатуряна и Кабалевского, т. Кац выехал в г. Москву и после приезда даже не счел необходимым встретится с композиторами, которые находились в г. Новосибирске и поделится впечатлениями о работе с оркестром этих ведущих советских музыкантов.

Творческая дисциплина в оркестре оставляет желать много лучшего, и это является следствием низкой требовательности т. Кац.

  Тов. Кац, без всякого на то разрешения, из побуждений завоевывания личного авторитета, систематически освобождал от работы в клубных концертах целую группу артистов оркестра, установив таким образом для них незаконные дополнительные выходные дни.

  В единичных случаях, когда освобождение отдельных музыкантов диктовалось условиями помещения, вместо того, чтобы освобождать наиболее слабых артистов из групп (с последних пультов), т. Кац освобождал ведущих музыкантов групп и концертмейстеров, что приводило к снижению художественного качества концертов.

Тов. Кац недостаточно уделяет внимания работе отдельных групп, что снижает качество строя и ансамбля оркестра в целом. В то же время этого можно было бы избежать, если бы систематически искусственно не сокращалось рабочее время оркестра, установленное приказом Комитета по делам искусств №466.

Наличие всех этих серьёзных недостатков в работе т. Кац, как главного дирижера и художественного руководителя оркестра, мешает дальнейшему творческому росту коллектива.

  Ввиду этого уровень исполнительского мастерства не всегда находится на достаточной высоте и не соответствует творческим возможностям оркестра.

В целях ликвидации отмеченных недостатков –

Приказываю:

Указать т. Кац А.М. на неудовлетворительную его работу, как главного дирижера и художественного руководителя оркестра и предупредить т. Кац что, если он не сделает для себя соответствующих выводов и не изменит своего отношения к работе — будут приняты более строгие взыскания.

Директор Н-Сибирской Филармонии (Кузнецов).»

Я не зря обратил ваше внимание на то, что данный разнос случился после статьи в газете «Правда», хочу сказать, в те времена одной такой статьи было достаточно, чтобы слететь с должности директора театра или руководителя оркестра. «Правда» это был следственный комитет и КГБ в одном лице.

Но и на этом дело не закончилось.

15 августа 1958 года вышел приказ № 77.

Из этого приказа следовало, что денежную премию Кац А.М.  получит лишь в размере 50% его месячного оклада — 1250 руб. размер премии как вы понимаете сократили из-за выше изложенного приказа.

Вот так Арнольд Михайлович строил оркестр.

Через горькие времена он прошел, и не всегда дорожка эта была усыпана лепестками роз, и, конечно, заслужил то, что центральный концертный зал города назван его именем.

При подготовке материала был использован сборник документов «история Новосибирской филармонии в материалах и документах». Новосибирск 2012 год

 Александр Савин

Подробнее - в сюжете


Наверх