Экспрессом по планете

23 апреля 2010
Отметив своё 15-летие концертом, билеты на который трудно было купить за месяц до события, хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» отправился в большой гастрольный тур. Одна из остановок в путешествии по городам Европы — на «Московском пасхальном фестивале» Валерия Гергиева. По словам Игоря Тюваева, художественного руководителя «Маркелловых голосов», подарка лучше к этапному дню рождения коллектива трудно придумать.

«15 лет… У меня пока это в голове не укладывается», — признаётся Игорь Борисович. Много воды утекло с тех пор, как в здании санэпидемстанции — удивительно, но именно так — прошёл первый концерт хорового ансамбля. Из того состава «Маркелловых голосов» уже никого не осталось. Коллектив постоянно обновляется, оставляя за собой шлейф раскрытых талантов, которые потом успешны и в России, и за рубежом. За эти годы менялся не только состав, но и принципы существования ансамбля. Переломным моментом в этом отношении стало возвращение Игоря Тюваева из Австрии в 2005 году, где ему посчастливилось жить и работать в течение пяти лет. Оттуда он привёз бесценный для музыканта опыт, дружеские контакты, которые обогащают программу выступлений «Маркелловых голосов», а также стремление работать ещё более разнообразно и современно.

Вообще-то коллектив этот изначально создавался для исполнения русской и западноевропейской духовной музыки, акапельной и в сопровождении оркестра. Основа осталась, но помимо этого в репертуаре «Маркелловых голосов» появились и другие жанры: этническая музыка, экспериментальные программы на стыке разных направлений, к примеру, классики и электроники, и даже освоенный жанр хорового театра, в котором каждый солист ансамбля не только поёт, но и исполняет одну из драматических ролей. «Концерты последних пяти лет ознаменованы поиском новых путей развития хорового жанра в Сибири, — объясняет Игорь Тюваев. — С чем связаны наши эксперименты? С проблемой привлечения публики. Практика показывает, что продать билеты на акапельную программу хора, даже такого выдающегося коллектива, как хор Арнольда Шёнберга, с которым я работал в Вене, очень трудно. Чтобы публика пошла, на хоровые концерты пытаются приглашать либо оркестры, либо солистов из-за рубежа. У нас таких возможностей почти нет — финансово мы очень ограничены. Поэтому возникает вопрос, чем привлечь публику. Мы обратились к синтезу, к фьюжну различных жанров и направлений».

Синтез этот породил немало интересных программ. Например, с электронщиками из «Nuclear Losь», с которыми «Маркелловы голоса» феерично выступили на «Живой воде — 2009» (это интереснейшее сотрудничество будет продолжено и в следующем сезоне, обещает Игорь Тюваев). Одна из самых экспериментальных и сложносочинённых программ хорового ансамбля за всю историю существования, на первый взгляд, называется парадоксально — «Бах в Африке». В действительности же в этот синтез-проект заложена глубокая идея — посвящение Альберту Швейцеру, медику по профессии и органисту, который оставил блестящую карьеру в Германии и уехал в центр Африки, чтобы открыть клинику и лечить людей. Там же он написал биографию Баха. На этом неожиданном «перекрёстке» музыки Баха с африканским фольклором той страны, где жил Швейцер, и была построена программа «Маркелловых голосов».

В новом сезоне поклонников новосибирского хорового ансамбля ждёт немало интересного. Игорь Тюваев придумал абонементный цикл концертов, посвящённых разным стихиям. Он будет называться «Разум и чувства». В каждом таком концерте много экспериментальной «начинки»: звуковых эффектов, видеоинсталляций… Помимо тематического абонементного цикла, слушателей ожидает два внеабонементных концерта. Один из них «вернёт России Грузию» — одну из любимейших программ «Маркелловых голосов». «Настолько она востребована у публики — настолько политически сложно было представить её в связи с Саакашвили и подобными политиками из Грузии. Витало: не надо, сейчас не надо. Но тогда и украинскую не надо. И еврейскую не надо. Это бред! — уверен Игорь Борисович. — Одна из моих главнейших задач — вернуть программу, в которой будут Россия и Грузия. И оставить название «Сплетение судеб». Я прожил в Грузии семь лет. И знаю, насколько мы связаны культурно. Порвать это невозможно». Ещё один внеабонементный концерт будет носить совершенно другой характер. «Есть у меня идея в одном концерте объединить мессы всех континентов — кенийскую, латиноамериканскую и другие… Это будет экспресс по планете», — делится планами Игорь Тюваев.

Подготовка этих программ начнётся по возвращению из продолжительного гастрольного тура, который закончится в 20 числах мая. А пока «Маркелловы голоса» ждут на фестивале «Неслышимая музыка» в Германии, где исполняются произведения в атональном жанре. И — на австрийском форуме камерной музыки «Весенние звуки», на котором Россию в своё время представляли Ростропович, Башмет, Спиваков. Не правда ли, совсем неплохо для коллектива, которому всего 15?
Ирина Тимофеева, «Ведомости» № 1056

Наверх