Джаз по-французски к джазу по-сибирски

10 июня 2011
«Новая Сибирь» № 23 (367) от 10.06.2011 Автор: Юлия Щеткова На исходе нынешнего концертного сезона новосибирская филармония заявила о главном музыкальном событии октября: 1 июня на сцене камерного зала состоялась презентация международного джазового фестиваля Sib Jazz Fest-2011. Программа грядущего джазового форума была представлена в рамках концерта французского джазового трио Тома Энко, окончательно развенчавшего миф об эмоциональной сдержанности европейского джаза. Молодые парижские музыканты продемонстрировали публике блестящее чувство ансамбля и удивительный сплав изысканной мелодики с искрометной энергией движения, сделав зал соучастником экспрессивного и динамичного джазового таинства. Став первым универсальным «lingua franca» музыкальной истории, соединив музыкальную традицию Старого и Нового Света, джаз все-таки оставил первенство за Америкой. Европейцев то и дело упрекают в слабости ритм-групп, излишней рассудочности и отсутствии безудержной зажигательности, свойственной лучшим американским исполнителям. Да и пропагандируют мастерство европейских джаз-мастеров не столь настойчиво и часто, нежели творчество американских джазменов. Особенно остро этот континентальный разрыв ощущается на сибирской музыкальной сцене. Попробуйте-ка навскидку вспомнить, когда местную публику в последний раз потчевали джазовыми деликатесами от старушки Европы?! Уже исходя из этих соображений, выступление команды французского пианиста Тома Энко можно считать полноценным прорывом. По крайней мере, музыкантам из Парижа удалось доказать, что выразить себя и добиться полного взаимопонимания со слушателями можно и без воспетого джазовыми легендами исступленного отчаяния и страсти без удержу. Создателем и руководителем трио Тома Энко, как нетрудно догадаться, выступает сам Тома Энко. Пианист родился в Париже в семье потомственных музыкантов. На свой третий день рождения он получил скрипку, а в 6 лет начал играть на пианино. Обладая уникальными музыкальными способностями, Тома быстро учился, играя классическую музыку и джаз на обоих инструментах. В 9 лет музыкант начал давать сольные концерты, а в 14 понял, что каждый уважающий себя пианист, должен создать свое трио, и основал группу «Тома Энко и Ко». В марте 2006 г. Энко выпустил свой первый альбом «Esquisse» и начал гастролировать по всему миру. В 2009 г. пианист записал свой второй альбом «Someday My Prince Will Come», вышедший под руководством одного из выдающихся джазовых продюсеров Японии Ито Ясохаши. Отдельные композиции из этого альбома и прозвучали со сцены новосибирской филармонии. Сейчас Тома всего 23, но критики уже пророчат ему необыкновенное творческое будущее, сравнивая с одной из лучших джазовых скрипок мира — Дидье Локвудом, который, кстати, в своё время принял личное участие в судьбе молодого музыканта. Когда Тома Энко было десять, Локвуд пригласил его принять участие в известном джазовом фестивале, где пианисту удалось выступить вместе с мэтрами мирового джаза. Ну, а дальнейшее обучение Тома Энко джазовым тонкостям проходило в небезызвестном Центре Музыки Локвуда. Трио Тома Энко в этом году исполнилось девять лет. В его состав помимо пианиста-основателя входят контрабасист Кристоф Дженнинг и барабанщик Николя Шарлье. «С Николя мы познакомились в восемь лет, а Криса я узнал всего несколько лет назад, — рассказывает Тома Энко. — В Париже мы часто собираемся в группы и музицируем. В какой-то момент становится понятно, что с одними музыкантами у тебя получается лучше, чем с другими. То же самое происходит в любви: однажды ты встречаешь женщину и понимаешь, что лучше, чем с ней, тебе не будет ни с кем. Создавая свое трио, я понял, что максимально здорово я могу играть джаз именно с этими музыкантами. Мы принадлежим разным музыкальным стилям, но живем в одной музыкальной вселенной». Музыка, исполняемая трио Тома Энко совмещает авторские сочинения, захватывающие реминисценции, эмоционально насыщенную, живую импровизацию и четкий рисунок европейского мегаполиса. Насыщенность музыкального языка сопровождается разнообразным сочетанием стилей и фактур, а отточенное мастерство дополняется открытым темпераментом и романтизмом. Получается неповторимый коктейль из интеллектуального европейского и изысканного лирического джаза, настоянный на джазовом наследии, классике и роке, приправленный великолепной техникой и чувством стиля и подогретый образностью и свободным полетом музыкальной фантазии. При этом музыканты избегают лишних слов, шумовых эффектов и световой мишуры. Контрабасист создает завораживающий мир низких частот, пианист дарит публике чувственные пассажи-импровизации, а барабанщик устраивает такое шоу, что забыть его по выходу из зала совершенно невозможно. Отсюда горячие аплодисменты и полный экстаз. В Новосибирск трио Тома Энко заглянуло в рамках масштабного гастрольного тура по России. Путешествие музыкантов началось в Нижнем Новгороде, а закончится в Иркутске. «Когда ты занимаешься музыкой, ты должен быть особенно чувствительным и восприимчивым к тому, что делаешь. Особенно, если речь идет о группе, — поделился творческим кредо Тома Энко. — При этом не должно быть никакого эгоизма. Ты должен слушать, что играют другие музыканты, и давать им пространство и возможность для самовыражения. Музыканты нашего трио, повторюсь, представляют совершенно разный стиль джазовой игры. Крис имеет большой опыт знакомства с ориентальным джазом. Николя представляет нью-йоркский бит. А я отдаю предпочтение мелодике и романтике — дает о себе знать классическое музыкальное образование. 80 процентов нашего творчества составляет импровизация. Причем такая, когда ты действительно не знаешь, куда идешь. Потому нам не надоедает открывать для себя каждый новый концерт». Познакомившись с презентацией международного джазового фестиваля Sib Jazz Fest, Тома Энко отметил: «Джазовый мир не так велик. В презентационном ролике новосибирского фестиваля я увидел много знакомых лиц. В первую очередь это, конечно, Ди Ди Бриджуотер и пианист Хармен Франье». В октябре новосибирских поклонников джаза также ждут сочетающее традиции европейского джаза и языческой энергетики Трио Мола Сила (Нидерланды), играющее groove Трио Томаса Зифлинга из Германии, легендарный нидерландский коллектив Dutch Swing College Band и не менее легендарный World Saxophone Quartet, самый знаменитый финский саксофонист и кларнетист Антти Сарпила, экзотически квинтет Barana и прославленные бэнды Георгия Гараняна и Эла Фостера.

Наверх