Дойдет ли культурная революция до столицы Сибири

21 апреля 2011
МНЕНИЕ «Культура» № 13 (7773) Сергей Самойленко Зачем российским регионам развивать культуру Какое место культура занимает в современной России, понятно. Не в числе национальных приоритетов, во всяком случае. Финансируется она по остаточному принципу, в рамках статистической погрешности, вменяемой культурной политики у государства нет, как нет и понимания того, зачем эта культура вообще нужна. В общественном сознании культура тоже не среди самых главных тем. Общество волнуют преступность, здравоохранение, дороги, образование, работа милиции. Культура для государства и общества – проблема не первостепенной важности. Есть много умных людей, понимающих опасность такого подхода, говорящих о том, что культура – базовая, фундаментальная ценность, генетический код общества, основа социокультурной матрицы, иммунная (или нервная) система. Но пока все попытки объяснить это не слишком успешны. То есть в головах и представителей власти, и обывателей нет связи между тотальной культурной деградацией и преступностью, допустим, коррупцией. Плохими дорогами, хамством продавцов, поведением водителей на дорогах и т. д. Состоянием экономики, наконец. Культура, в конце концов, формирует в головах людей адекватную картину современного мира, способность воспринимать реалии и вызовы времени. Каковой способности нашему народонаселению катастрофически недостает. Цифры говорят сами за себя – почти 40 процентов наших сограждан не читают книг, почти 80 процентов – не ходят в кино, еще хуже показатели с музеями и театрами. Понятно, что культура не сводится к театру – музею – библиотеке, но именно состояние этих институций служит барометром положения дел в обществе. Надо понимать, что без реальных перемен в этой сфере, без настоящей культурной политики в стране невозможны никакие перемены – и модернизация, и инновационная экономика останутся словами. Никакого инновационного общества мы не сможем построить. Просто потому, что только культура может сформировать сознание людей, к этим инновациям способных. Потому что культурная грамотность в этом постиндустриальном обществе не менее важна, чем грамотность компьютерная. Потому что только культура способна создать сложную, развитую человеческую личность, обеспечить качество человеческого материала. В национальных масштабах культурные векторы и приоритеты, несмотря на все внешние проявления, от деклараций о намерениях до встреч Президента с рокерами, не определены, культурная политика как таковая не существует, и говорить можно о воспроизведении в этой области устаревших и инерционных паттернов и схем. Это, однако, не означает, что ничего изменить нельзя. Хотя бы на региональном, на местном уровне. Зачем регионам культура? Например, для повышения качества жизни. Из региона, в котором есть достаточное количество качественного культурного продукта и создана соответствующая среда, меньше отток населения. Меньше уезжают люди с высоким образовательным и культурным цензом. Больше, наоборот, таких людей приезжает. Культура формирует высокий уровень потребностей, формирует мотивацию и отношение к труду, она входит в непременный набор жизненных ценностей среднего класса, о создании которого так долго идут разговоры в нашей стране. Да, согласен, влияние это не прямое, и результаты появляются нескоро – но если мы серьезно и вдумчиво относимся к тому месту, где живем, ставку на культуру надо делать уже сегодня (хотя надо было вчера). Еще аргумент – культура для регионов может служить отличительной чертой, неким идентификатором, который отличает регион от соседей. Не говоря уже об улучшении имиджа и сопутствующем продвижении и пиаре. Наконец, можно говорить о влиянии культуры на экономику. Это влияние может быть косвенным – улучшение культурного фона, влияющее на привлекательность города и региона для бизнеса, наличие кадров с достаточным культурным и образовательным цензом, среда для приезжих специалистов и т. д. Может быть прямым – культура способна сама быть экономически выгодной, сама способна быть локомотивом региональной экономики. Не Авиньон, но и не Пермь Примеров сколько угодно. К сожалению, практически все они не российского происхождения. Назовем хотя бы некоторые. Французский городок Авиньон после Второй мировой войны организовал у себя театральный фестиваль, который сегодня является крупнейшим в Европе. Месяц фестиваля “кормит” полгода город и окрестности. То же самое с шотландским Эдинбургом, в котором проходит второй по значимости европейский театральный фестиваль. Есть пример испанского города Бильбао, еще недавно вполне себе депрессивного, в котором построили музей современного искусства, филиал Музея Гугенхайма, по авангардному проекту Фрэнка Гери, – и город преобразился, став туристической Меккой. Есть пример Барселоны, ставшей всемирным конгресс-центром не в последнюю очередь из-за своей культурной значимости и сохранения исторического облика города. Есть города-музеи вроде Венеции, целиком живущие за счет своего культурного наследия, дополненного крупнейшими форумами (кинофестивалем и биеннале). Из отечественных примеров можно назвать, к сожалению, одну лишь Пермь. В Пермском крае два года продолжается небывалый для нашей страны эксперимент по насаждению культуры в почву региона, не слишком к этому приспособленного. Культурная революция в Перми совершается сверху, при непосредственной поддержке первых лиц региона. Сформирована долгосрочная и амбициозная (стать культурной столицей Европы) культурная политика, собрана команда, ее проводящая. Выбраны прорывные направления, в которых наиболее быстро и наглядно можно достичь результата, главное из них – современное искусство. Выбраны инструменты – фестивали в самых различных областях искусства (документальное кино, музыка, театр, поэзия и проч.). Наконец, в этот культурный проект вкладываются очень серьезные бюджетные средства, и вкладывать их в культуру, похоже, не перестанут – недавно Олега Чиркунова утвердили на посту губернатора еще на один срок. Губернатор, заметим, – настоящий прагматик, своих пристрастий в культуре не оглашает и относится к ней только как к инструменту модернизации региона. Из краткосрочных результатов – европейская и мировая известность города, который не иначе как Бильбао-на-Каме не называют в западных СМИ. Из практических результатов – понемногу меняется сама атмосфера города, культура начинает гуманизировать общественное пространство. Перейдем, наконец, к новосибирским реалиям. У нас более выгодные условия (по сравнению с Пермью, во всяком случае) по многим параметрам: наш мегаполис населеннее, а это означает, что культурные потребности у него выше в разы. Город – крупнейший транзитный узел, но чтобы стать настоящим туристическим центром, нужны культурные достопримечательности, потому как естественных, в силу исторических и географических причин, нет. В Новосибирске высокий образовательный, культурный и имущественный ценз потенциальных потребителей культуры – студентов, молодых профессионалов. Новосибирск – молодой город, населенный в основном приезжими, поэтому здесь не возникает противостояния “свой – чужой”, не начинается война местных с варягами. Город легко и спокойно принимает самые различные новации в сфере культуры – например, в различных формах паблик-арта. Главное – у нас есть эти самые точки роста, опираясь на которые, можно выстроить направленный в будущее долгосрочный культурный проект. Точки роста Итак, какие такие точки роста? Во-первых, очень плотное и качественное театральное пространство. Безусловный лидер – Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Не берем в расчет даже здание “Сибирского колизея”, ставшее одним из главных символов города, учитываем собственно театральные достижения. За десять лет театр без всяких скидок стал одним из лучших в стране, постоянным конкурентом Большого и Мариинки в споре за “Золотую Маску”. Поставлены спектакли российского, без преувеличения, значения: оперы “Аида”, “Жизнь с идиотом”, “Макбет” – копродукция с Парижской Оперой, совершенно уникальный проект для нестоличного театра. Шестой год на посту главного дирижера театра – Теодор Курентзис, самый, наверное, харизматичный из современных дирижеров. Курентзис за эти годы стал европейской звездой, а благодаря его активности стали известны созданные им в театре коллективы – оркестр “MusicAeterna” и хор “Siberian singers”. Ходят слухи, что нынешний сезон для него в театре – последний, что он перебирается, и не куда-нибудь, а в пресловутую Пермь. Наши достижения в балете – “Баядерка” и “Лебединое озеро”, балеты Баланчина, современная хореография. Минувшим летом балет НГАТОиБ выступил с большими гастролями на сцене парижского Театра “Шаттле” – с большим успехом. Проходит фестиваль балета. Все эти успехи – на счету художественного руководителя Игоря Зеленского. Вписан в российский контекст и театр музыкальной комедии. При общем катастрофическом уровне культуры музкомедии наш театр то и дело радует достойными постановками, не говоря уж о том, что регулярно получает награды и премии. В драматическом театре тон задают три театра: академические “Красный факел” и “Глобус” и театр под руководством Сергея Афанасьева. Театры не последние в российской сценической иерархии, они не обделены ни зрительской любовью, ни вниманием столичных критиков. Показательно, что именно театры становятся инициаторами и организаторами крупных культурных событий. “Глобус” (совместно с филармонией) – Рождественского фестиваля искусств, “Красный факел” – театрального Фестиваля “Сибирский транзит”. Оба фестиваля в числе крупнейших и самых авторитетных по эту сторону Урала. У театра Афанасьева особое место и особая роль в новосибирском пространстве. Этот театр – живое свидетельство того, что настоящее, большое искусство может вырасти вдали от столиц без больших бюджетов и даже без нормального помещения, обходясь исключительно своими силами и талантом. Второе направление – музыкальное. В Новосибирске существует прочная и эффективная связка консерватория – филармония, позволяющая и выращивать музыкантов хорошего уровня, и обеспечивать горожан качественным культурным продуктом. Прекрасные собственные коллективы различных жанров и форматов, насыщенная и разнообразная афиша, активная работа отдела по зарубежным связям – безусловно, это одно из самых жизнеспособных и перспективных направлений. Третье направление, наконец – связка классического музея и центра современного искусства. На этом направлении буквально за последние полтора года произошли важные и многообещающие перемены. О том, почему именно современное искусство так важно поддерживать и развивать, сказано много и убедительно, написаны тома. В нашей стране оно развивается семимильными шагами, государство поняло необходимость соответствующих институций, крупный бизнес с готовностью инвестирует в совриск. Это искусство – самая горячая территория на культурной карте общества, оно вызывает споры, привлекает внимание, оно способно быстро и эффективно менять общественное сознание, менять картину мира, учить людей думать и сомневаться. То есть, говоря пафосно, это инструмент в создании гражданского общества. Для Новосибирска современное искусство важно вот еще почему. Город претендует на роль, условно говоря, местного “Сколкова”, а резиденты технопарка нуждаются в соответствующего уровня живом интеллектуальном культурном продукте, будь то театр, музыка или современное искусство. Научный прорыв, известно, часто идет в ногу с культурным. Можно углубиться на сто лет назад и рассмотреть, как новая картина мира, сформированная теорией относительности и квантовой механикой, была связана с нововенской музыкальной школой и абстрактной живописью. Можно просто вспомнить Академгородок 60 –70-х годов, восприимчивый к неофициальной советской культуре и разного рода авангарду. В Новосибирске разговоры о создании центра современного искусства шли почти десять лет, пока, наконец, не стали реальностью – прошлой осенью галеристка Анна Терешкова организовала в недостроенном театре Афанасьева выставку “Смотри!” Выставка стала одним из важнейших культурных событий за последние годы, и уже через год, два месяца назад, в Новосибирске открылся Сибирский центр современного искусства – как филиал краеведческого музея. Создание центра стало возможным с приходом на должность директора краеведческого музея Андрея Шаповалова, когда, наконец, стала проводиться Музейная ночь, в музей пошли не школьники и пенсионеры, а молодежь. Превратим мертвый сезон в фестивальный Новосибирск нуждается в масштабном мультикультурном летнем фестивале, который может стать настоящим культурным ноу-хау города, его брендом. Пока на роль этого ноу-хау, культурного идентификатора, безуспешно претендует форум “Интерра”. Политические резоны власти, организующей этот форум, понятны, усилия и вложенные средства впечатляют, но совершенно не впечатляют результаты в части эффективности культурной программы. Главным образом потому, что нецелесообразно, даже с точки зрения пиар-эффекта, тратить столько сил и средств на трехдневный форум с такой крайне насыщенной программой. Бренд “Интерры” активно раскручивается в течение месяца перед форумом, а потом весь год о нем никто не вспоминает. Может, целесообразнее разделить все мероприятие на отдельные события и проводить их в течение всего года? Хотя бы частота упоминаний будет выше. Что касается культурной программы, то тут вообще караул и просто роковая цепь ошибок и просчетов. Да, прекрасно собрать в одну трехдневную программу этнофест “Живая вода”, фестиваль уличных театров и поэтические чтения, но эти мероприятия проходят в одно время, и публика не может физически разорваться, чтобы присутствовать везде. А целевая аудитория этих мероприятий, по моему глубокому убеждению, одна и та же. Далее. Кто додумался в наших климатических условиях проводить опен-эйры в конце сентября? Это же в буквальном смысле слова деньги на ветер. Может, стоит все-таки подумать о том, чтобы впредь культурную программу отделить от политической и пропагандистской и проводить масштабный междисциплинарный фестиваль на открытом воздухе в июле – августе? В городском и загородном пространстве? С ленд-артом, стрит-артом, уличными акциями и театрами, с “Живой водой”? Формат и концепцию можно уже сегодня обговаривать. Помогать надо не только спорту Конкретные формы, форматы и инструменты реализации культурной политики, понятно, нужно обсуждать. Важно эту политику разработать, потому что сейчас у нас нет никакой. Разработать, привлекая профессионалов и экспертов, обращаясь к имеющемуся опыту – европейскому и российскому. Хотя бы к опыту Перми, ничего зазорного в этом нет. Но самое главное – политическая воля, политическое решение. Этот культурный проект должны одобрить и поддержать первые лица города и области, иначе ни о каких переменах речи быть не может. Но одобрение и поддержка должны быть не только на словах, цену словам мы знаем. Чтобы культура ощутимо влияла на экономику через десять лет, инвестировать в нее нужно уже сейчас. Хорошо, если бы власть для начала решилась сделать символический жест – достроила-таки концертный зал для филармонии и многострадальное здание для театра Афанасьева. Иначе все разговоры о переменах и приоритетах культуры будут выглядеть, пардон, фарсом. После этого можно говорить о будущем. Бюджет культуры по главным направлениям должен быть увеличен – и увеличен значительно, ощутимо. Власть должна показать пример частному бизнесу, дать ему сигнал, отмашку, что помогать нужно не только спорту. В Новосибирске есть примеры участия частного бизнеса в культурных проектах. Самые наглядные – это те, где совпадают деловые интересы и культурный вектор: например, различные клубы и арт-кафе, становящиеся точками притяжения для продвинутой молодежи, или кинотеатр “Победа”, с момента открытия играющий роль главной городской кинофестивальной площадки и территории всякого неформатного кино, которому в прокате обычно не находится места. Сибирский центр современного искусства организован как частно-государственное партнерство. Уверен, что новосибирский бизнес поддержит и другие культурные начинания, если сама власть продемонстрирует таковую поддержку на собственном примере. Конечно, принимать подобные стратегические решения куда как непросто, нет ни инструкций сверху, ни опыта, ни прецедентов, ни желания что-то менять. У местной власти есть масса более насущных, на ее взгляд, неотложных проблем – медицина, дороги, детские садики, образование, ЖКХ и так далее. Конечно, садики надо строить, а дороги ремонтировать. Но и власть, и общество должны понять (а деятели культуры должны это объяснить), что без культуры у нас – и в городе, и в стране – никогда не будет ни нормальных дорог, ни хорошей архитектуры, ни медицины, ни нормального общества.

Наверх