Алёна Болквадзе о Рождественском фестивале: «Как можно жить без Моцарта?»

29 ноября 2013
Вкус к хорошей музыке

Варвара Канаева, nsk.aif.ru:— Открытие Большого зала филармонии как-то повлияло на музыкальную программу Рождественского фестиваля?

Алена Болквадзе: — Впервые музыкальная часть Рождественского фестиваля такая внушительная. До этого в Новосибирске она обычно ограничивалась четырьмя- шестью проектами. В этом году проектов 12. И фестивальная программа очень разнообразная. Практически вся история классической музыки смогла уместиться в несколько декабрьских дней.

1 декабря Рождественский фестиваль откроет Михаил Плетнёв. Мы удостоились большой чести и доверия этого прославленного музыканта. Возможно, вы знаете, что последние семь лет Михаил Васильевич не выступал как пианист — только как дирижёр. Недавно в Москве было два закрытых концерта, где он игран на рояле, но послушать обладателя «Гремми» могла только специально приглашённая публика. И вот — первый в России открытый концерт на большой сцене, возвращение великого пианиста Михаила Плетнёва, пройдёт в Новосибирске. Михаил Васильевич играет только на роялях KAWAI, но такого рояля нет в Новосибирской филармонии, и нам не успеют его привезти. Поэтому один из наших очень старых роялей — Steinway&sons 67 года будет переоборудован в инструмент KAWAI. Чтобы дать возможность Плетнёву играть в комфортных условиях, в Новосибирск приезжают два настройщика.

Фортепианную программу продолжит Томона Миядзаки. Она внесёт в фестиваль восточный колорит. Несмотря на то что Томона окончила Московскую консерваторию, она — яркий представитель страны восходящего солнца. В её программе будут и Лист, и Балакирев, и произведения японских композиторов. Также пианистка собирается провести акцию абсолютно в японском духе. В рамках программ детской филармонии для ребят она проводит акцию «Музыка и живопись». Томона будет играть, а дети — рисовать музыку.

Закончит фортепианную линию фестиваля столь любимый новосибирцами Борис Березовский. Он — один из самых успешных и востребованных пианистов мира.

— В программе фестиваля — классическая музыка: Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вивальди… Как привлекаете публику в залы? И есть ли в Новосибирске молодёжь, готовая слушать классику?

— Я по профессии не музыкант, но не понимаю, как можно жить, не слыша Моцарта. Без прекрасной, великой музыки мир теряет свои краски. Один мой знакомый говорит, что мы все проходим в жизни путь от гамбургеров Макдональдса до ресторанов с изысканной кухней и высоким качеством питания. Мне кажется, то же касается и музыки: наевшись попсы, человек обращается к классике и обретает вкус к хорошей музыке. Могу похвастаться — даже западные звёзды, приезжая к нам, удивляются, как молода наша публика. В Европе зритель более возрастной.

Джаз как способ жизни

— Рождественский фестиваль представит новосибирцам и джазовых звёзд? — Мы даже гордимся нашей джазовой программой. Владимир Чекасин, мэтр саксофона, последний раз был в Новосибирске более 20 лет назад. Этот концерт, возможно, станет одним из последних выступлений этого музыканта — он говорит, что хочет завершать свою карьеру. Владимир Чекасин выступит с биг-бэндом» В. Толкачёва с философской программой «Скромное исследование извечных состояний художника». Эта программа — итог жизни, размышление о современном искусстве.

Еще один джазист — любимчик многих новосибирцев — Жан Люк Понти. Он выступал на нашем джазовом фестивале со своей командой. На фестивале для новосибирцев он сыграет своё произведение, которое он написал на юбилей Юрия Башмета и впервые сыграл его с симфоническим оркестром Башмета.

И наш итальянский эксперимент — впервые в России джазовая певица Доротея Мелле будет петь с «Сибирским диксилендом» золотые джазовые хиты. Сексуальный низкий голос, знаменитая музыка.

— Один из самых популярных музыкальных жанров — вокальная музыка и хоровое исполнительство. Это будет?

— Перед самым первым Рождественским фестивалем мы приняли решение, что в программе обязательно должна быть оратория. Эти произведения довольно популярны, но исполняются редко — слишком много музыкантов необходимо для исполнения. На этот раз прозвучит «Глория» Вивальди. Специально для её исполнения к нам приезжает молодая, но уже известная итальянская певица Даниэла Скилаччи.

Приезд Академического камерного хора под управлением нашего знаменитого земляка Владимира Минина — всегда громкое событие. Хор Минина стал эпохой в развитии отечественного хорового искусства и эталоном русского ансамблевого пения. Как-то так получается, что почти все концерты этого фестиваля проходят как первые или последние. Мининский концерт из второго разряда — это последний тур хора по России. Очень приятно, что хор делает специальную программу для Новосибирска. Они предоставили нам на выбор, какие произведения мы хотели бы услышать. Мы выбрали грандиозное классическое «Всенощное бдение» Рахманинова и произведение Гии Канчелли «AMAO OMI» для хора и четырёх саксофонов. В исполнении будут принимать участие новосибирские саксофонисты. Эти музыканты к тому же будут сопровождать хор в туре по России — в Екатеринбурге, Челябинске, Москве.

О вокальной программе скажу кратко: на концерты солистки Большого театра России Ирины Долженко и одного из лучших баритонов мира Дмитрия Хворостовского уже очень сложно достать билеты. Эти имена в представлении не нуждаются.

«Паганини» трубы

— А какой концерт будет интересен лично вам?

— К нам приезжает, пожалуй, самый эпатажный исполнитель классики — Найджел Кеннеди. Его называют великим еnfant terrible. Его выход на сцену — это всегда некоторый шок. Он выглядит как панк, вот уже много лет он носит ирокез. Слава пришла к нему 20 лет назад, когда этот человек, ужасно, эпатажно одетый, потрясающе сыграл «Времена года» Вивальди, за что получил «Гремми» и был внесён в Книгу рекордов Гиннеса. Именно «Времена года» и будут звучать на фестивале в его исполнении. Весь его мизантропический имидж прекрасно сочетается с одним из самых дорогих инструментов мира. Он играет на скрипке знаменитого итальянского мастера Джузеппе Гварнери, созданной в 1736 году.

Я также постараюсь не пропустить выступление молодого трубача Сергея Накарякова, который извлекает волшебные звуки. Его называют «Паганини трубы»

— В Новосибирск приезжают звёзды мировой величины, и наверняка перед приездом присылают райдеры — требования, которые они предъявляют к принимающей стороне. Сложно ли этим требованиям соответствовать?

— Невыполнимые райдеры присылают те, кто только считает себя звездой, на самом деле ею не являясь. Например, однажды нас потребовали предоставить приезжему музыканту розовый лимузин определённых размеров. Чем выше уровень звезды, тем спокойнее его райдер. Лишь однажды мы получили сложные требования от звезды первой величины — джазовой исполнительницы Ди Ди Бриджуотер. От входа в отель до её номера должны были стоять белые фрезии. Мы долго искали, что же это за цветы, но удовлетворили запросы певицы.

Недавно на сцене Большого зала филармонии выступал Владимир Спиваков — музыкант, которого знает весь мир. Его список требований состоял из двух пунктов: наличие «Кока-колы» в проветриваемом помещении.

Или Джон Маклафлин, известный английский гитарист, который отказался проходить через VIP-зал новосибирского аэропорта, потому что никогда не покидает свою команду, никогда не подчёркивает свой статус.

— А зимой в Сибирь музыканты не боятся ехать?

— Боятся. Некоторые заказывают по два обогревателя в комнату. Мы объясняем, что у нас прекрасные гостиницы, в номерах жарко… Но нам не верят!

Наверх