«Не мерзни – джазуй!»: интервью с джазовой певицей и продюсером Викторией Верба

26 ноября 2021, 10:33

В честь двадцатилетия Джаз-оркестра НГТУ в Новосибирске вновь состоится Международный студенческий джазовый фестиваль. В этом году количество участников возросло до двухсот человек, в их числе снова будут студенты американского колледжа Беркли – ведущего учебного заведения в области джазовой музыки. Фестиваль постоянно расширяет свои границы, поэтому участие в нем примут помимо студентов высших учебных заведений, также молодые музыканты и ученики школ искусств. Об обучении в Беркли и организации фестиваля рассказала джазовая певица и директор проекта Виктория Верба.

- Почему вы выбрали именно джаз?

- Джаз – это любимый жанр музыки мой и моего окружения, я в нем выросла. Я училась у талантливых преподавателей, я нашла в этой музыке отражение своей души. Мне кажется, что этот жанр совмещает в себе сложность и яркость.

- Как так вышло, что вы уехали учиться в Америку?

- Это было запланировано, я уехала учиться 9 лет назад, когда мне было 17: сначала я училась в Англии на финансиста, а потом поехала в Беркли, потому что знала: это самый престижный колледж в мире. Я для себя решила: либо поеду учиться туда, либо никуда. После прослушивания и поступления в колледж, я поняла, что попала в уникальное место и должна обязательно этим шансом воспользоваться. Я была так сильно вдохновлена всем происходящим и ребятами, что в первом же семестре решила: их обязательно надо привезти Россию. Тогда я начала заниматься подготовкой проекта, чтобы сделать этот невероятный фестиваль. Прежде всего, мне хотелось поделиться частичкой опыта из Америки с моими друзьями и коллегами-музыкантами из Новосибирска.

- Чем отличается американское образование от российского?

- Самая большая разница в участии в обучении представителей музыкального бизнеса, что очень важно, кстати говоря, потому что многие артисты умеют замечательно играть, но понятия не имеют, что делать со своим брендом на выходе из учебного заведения.

Многие фокусируются только на звучании, а полноту образа, влияющую на желание зрителя пойти именно на твой концерт, оставляют без внимания. Конкретно в Беркли очень много внимания уделяется тому, что делать со своими навыками, полученными за время обучения. Но мне приятно видеть, что и в России стали обращать внимание на подготовку студентов для развития личной карьеры. Немаловажно, что в России, также как и в Америке, стали разделять работу менеджеров, занимающихся лейблом, и отдельно самих артистов.

- Какие самые интересные предметы у вас были?

- Мой самый любимый предмет – дирижирование, несмотря на то, что я училась на факультете музыкального бизнеса. Мне нравится, что в Беркли вне зависимости от того на какой специальности ты учишься, ты все равно должен уметь дирижировать, петь, играть в ансамбле и знать сольфеджио. Это знания, которые в дальнейшем помогают тебе, когда ты выходишь в большую жизнь, начинаешь уже строить карьеру и зарабатывать деньги. Еще был классный предмет – концерты и туры. Его преподавал бессменный менеджер группы «AEROSMITH». Он рассказывал нам о реальных подписанных контрактах. Мы узнали, сколько на сегодня стоит организовать стадион, изучали, сколько ездит автобусов в тур с Beyonce и что делать в случае рисков. Он показывал нам разные масштабы: от самых крупных и дорогих туров в мире до выступления в клубе, где нужны только ди-джей и вокалист. Из Беркли я вышла с полным пониманием как мне продюсировать артистов.

XjrOH98IHuI.jpg

- Как часто в Беркли студенты дают концерты?

- Около 30-40 концертов в день. На территории кампуса очень много площадок: есть маленькие на 20 человек, а есть самый большой зал на 50 тысяч человек. Плюс ко всему ребята из Беркли выступают и за пределами колледжа: в клубах, на концертах, стадионах.

- А можно ли поступить в Беркли без образования?

- Да, это то высшее учебное заведение, где принимаются студенты не по оценкам, а по огромному желанию развития. То есть, если ты нигде не занимался, но ты гениальный музыкант с огромным потенциалом, то тебя обязательно возьмут. А если ты идешь просто ради статуса, то на тебя вряд ли обратят внимание. Я знаю кучу примеров, когда ребята не знали сольфеджио, но поступили – потому что были уникальными гитаристами, например. В этом году открылся новый факультет – музыкальный бизнес и продюсирование концертов, куда могут поступить не только музыканты.

- Насколько сложно учиться с людьми из разных стран, у которых другие культура и менталитет?

- Нас всех объединяет желание заниматься музыкой. Иногда мешает языковой барьер, конечно. Очень тяжело переезжать в чужую страну с другим менталитетом, но та атмосфера, которую создали преподаватели и руководство университета –помогает быстро адаптироваться. В колледже 24/7 праздник, но огромное количество дедлайнов освобождает от мыслей о чем-то другом, - смеется Виктория.

- По какому принципу был собран джаз-бэнд из Беркли?

- В этом году я собирала ребят лично «по схеме» декана факультета профессионального исполнительства Рона Сэвиджа: в Беркли поддерживается такая политика, что если ты хороший музыкант, но плохой человек, то с тобой никто работать не будет, даже если ты невероятно талантлив. А если ты менее талантливый артист, но хороший человек, то у тебя всегда будет преимущество. В прежние годы Рон Сэвидж приглашал студентов к себе в офис на собеседование: проводил прослушивание и разговаривал со студентом о жизни, и только после этого принимал решение о том, какая команда поедет на фестиваль. Наш состав будет следующий: вокалистка из Австралии, трубачка из Испании, контрабасист из Греции, пианист из России, барабанщик из Канады и саксофонист из Сербии. Но, несмотря на такую обширную географию, все они учатся в Бостоне. Беркли собирает у себя классных артистов и людей.

- Насколько сложно организовать фестиваль в современной действительности?

- Очень сложно в том плане, что мы – фестиваль развивающийся, и у нас не так много персонала. Много сложностей, особенно сейчас, в эпоху пандемии. Но мы прикладываем массу усилий, научились быстро ко всему адаптироваться в реалиях ковида, потому что постоянно происходят какие-то изменения. Также не стоит забывать, что мы – не коммерческий фестиваль, но, если у нас получается выручить какие-то средства, то мы стараемся помогать другим коллективам: отправлять коллективы из России на какие-нибудь другие фестивали, или покупаем инструменты, которые сейчас стоят каких-то космических денег. Так что, если кто-то захочет присоединиться к организации в следующем году, мы будем очень рады.

- Чего ждать слушателям от предстоящего фестиваля?

- Мы подобрали очень яркий и разнообразный репертуар: у слушателя появится возможность узнать новые грани джазовой музыки, потому что будут оригинальные композиции, но про классику мы тоже не забудем. На гала-концерте будут выступать разные коллективы с лучшими номерами из своей программы. Наша основная цель, помимо образовательной деятельности – развлечение зрителя. Мы хотим, чтобы люди любили ходить на джаз, чтобы этот жанр ассоциировался с чем-то очень зрелищным и интересным, потому что джаз – это энергия, вечеринка и праздник. В этом году в рамках фестиваля впервые будет проходить международная молодежная джазовая конференция. Спикерами будут наши же ровесники – чтобы получилось комьюнити, близкое по духу, без именитых спикеров. Мы даем дорогу молодым лидерам, которые вот-вот ворвутся на большую площадку. Уже в эти выходные своим опытом будут делиться менеджер и продюсер Екатерина Посаднева; самый молодой джазовый дирижер в России – Денис Мельников. Помимо этого, ребята из Беркли будут рассказывать о себе, о музыке, о вдохновении и инструментах. Я буду и модератором мастер-классов, и переводчиком. Мы с командой приняли решение, что профессиональный переводчик не сможет передать музыкальную терминологию, чтобы формат был более дружеским и встречи прошли в формате диалога со слушателем.

- Чем уникален именно ваш проект?

- Мы – единственный такой проект в России, потому что джазовых фестивалей много, но они все для профессионалов и коммерческие. Мы инклюзивная платформа в этом плане: принимаем как профильных артистов, так и просто тех, кто увлечен джазом. Если ты хорошо играешь и горишь тем, что ты делаешь, то мы готовы менять и правила фестиваля. Раньше в джазовом студенческом фестивале участвовала только молодежь из технических вузов, потом стали привлекать хороших ребят из институтов культуры, потом детей помладше, потом людей постарше. Мы постоянно расширяем рамки фестиваля. Возможно, в следующем году мы сделаем его молодежным, а не студенческим. В этом году у нас будут подарки для участников, мы будем продавать мерч фестиваля на благотворительность. Мы сделали классные шопперы, где написано «Jazz in Siberian» - заджазирован в Сибири и «Не мерзни – джазуй». Мы хотим, чтобы это было интересно и легко.

- Что должно произойти через десять лет, чтобы вы поняли, что состоялись и в личной карьере, и с точки зрения фестиваля?

В личной карьере – увидеть, что моя деятельность положительно повлияла на людей и музыкантов вокруг меня. Я в этом плане не индивидуалист, мне кажется, что чем больше я отдам, тем сильнее вырасту и я, и люди, которым я отдаю, да и индустрия в целом. Я буду рада, если мое существование на этой планете повлияет положительно на мое окружение. «С точки зрения фестиваля» - загадывать рано, но я надеюсь, что он будет существовать и без меня. Я понимаю, что с каждым годом все сложнее и сложнее организовывать его, не живя в Новосибирске. Хочется верить, что мы сможем привозить еще больше музыкантов, проводить лекции со слушателями. Я вижу в этом большой потенциал, может, мы расширимся, и будем делать фестиваль на открытых площадках летом. Планы однозначно есть, и мы всегда благодарны той поддержке, которую нам оказывают и государство, и наши спонсоры. 

Беседовала Алина Литвинова


Наверх