«На бис»: дирижер Марк Горенштейн выступит с симфоническим оркестром

28 октября 2021, 12:21

Народный артист России, дирижёр Марк Борисович Горенштейн недавно, в сентябре, отметил 75-летие. 30 октября в Государственном концертном зале имени А. М. Каца и 31 октября в Доме Ученых СО РАН вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром он даст концерты «На бис!» – необычная программа из 20 блестящих оркестровых пьес, исполняемых обычно под занавес триумфальных оркестровых выступлений.

Накануне маэстро поговорил с журналистом Ольгой Юсовой, приводим фрагменты интервью:

Будущий руководитель двух превосходных коллективов – «Молодой России» и Госоркестра – уже в шесть лет знал, что станет дирижёром.

Класс скрипки в школе Столярского, Кишинёвская консерватория, затем – Москва, оркестрант в Большом театре, потом – в Госоркестре под руководством Светланова. С этой крупнейшей фигурой в отечественной музыке связан для Марка Горенштейна важный период жизни: в первые годы – приобретение дирижёрского опыта на примере самого Светланова, затем, по его же «благословению», – учёба дирижёрскому ремеслу в Новосибирской консерватории в классе А.М. Каца и начало собственной карьеры: главный дирижёр – в Венгрии и в Южной Корее, с возвращением в Москву в 90-е годы – главный период в творческой карьере – Горенштейн стал руководителем оркестра «Молодая Россия», а затем Государственного академического симфонического оркестра России. Это был триумфальный период: десятки солистов с мировыми именами, выступившие вместе с возглавляемыми им оркестрами, сотни выдающихся произведений мирового репертуара, исполненные этими оркестрами на исторических сценах России, Европы и Америки,  овации  западной и российской публики, восторги прессы, ажиотажный спрос со стороны международного менеджмента…

О.Ю.: Я  знаю, что вам пришлось покупать для «Молодой России» часть инструментов на свои собственные деньги. Это очень оригинальный подход дирижёра к своим обязанностям, вы не находите?

М.Г.: Что вы хотите от меня сейчас услышать? Чтобы я начал хвалить себя? Вы знаете, это кажется чем-то из ряда вон выходящим только тем, кто выбрал профессию дирижёра как способ зарабатывания денег и объяснения всем знакомым, какой он великий. В той безвыходной ситуации, в которой я тогда оказался, я посчитал, что это совершенно естественно – купить для музыкантов инструменты. Без приличных инструментов невозможно ничего создать. Я же не покупал какие-то сверхдорогие инструменты, но вполне приличные. В начале 90-х годов государству было совсем не до нас, а ждать я не мог.

О.Ю.:Когда вы возглавили Госоркестр, вам предстояла та же  работа?

М.Г.: С Госоркестром была другая история, поскольку там ещё оставались люди со времён Светланова. Это было самым трудным для меня. Одно дело, когда ты с ними в товарищеских отношениях, а другое – когда становишься их начальником .

О.Ю.: Дирижёрская профессия практически всегда требует некоторой деспотичности от человека, вставшего во главе оркестра.

М.Г.: У хорошего дирижёра должна быть невероятно сильная воля. Ему нужно заставить осуществить его замысел тех сто с лишним музыкантов, у каждого из которых есть своё собственное представление, как надо играть.  

О.Ю.: В чём заключается для вас счастье быть дирижёром? Не из одних же проблем и борьбы состоял ваш творческий путь, были ведь и прекрасные моменты – взлётов, озарений, открытий, которые вы помните всю жизнь?

М.Г.: Если ребёнок уже в шесть лет знает, чего он хочет, то вся его последующая жизнь становится осуществлением этой мечты. Моя жизнь преимущественно состояла из преодоления и постоянных занятий. У меня была высокая цель, я страстно хотел её достичь.

О.Ю.: Недавно появились видеоролики с вашим выступлением совместно с Новосибирским филармоническим оркестром. Это потрясающее исполнение «Реквиема» Керубини и «Симфонических танцев» Рахманинова. Как возникло ваше сотрудничество с этим коллективом?

М.Г.: Я сотрудничаю с оркестром Новосибирской филармонии со студенческой скамьи. Пока я там учился, Арнольд Михайлович Кац два раза в год давал мне дирижировать концерты, и это засчитывалось мне как экзамен. Наши отношения с Новосибирским оркестром очень добрые и уважительные. Если говорить об уровне игры, то это один из лучших оркестров в стране, включая столичные. Мне доставляет большое удовольствие работа с этим коллективом, с ними хочется стремиться к каким-то новым целям и вершинам, и с каждым разом мы всё лучше и лучше понимаем друг друга. Надеюсь, что результаты нашего совместного творчества говорят сами за себя.

Читайте полную версию интервью на портале CultVitamin.

Концерт 30 октября будет транслироваться в прямом эфире на сайте, на канале филармонии в YouTube и на портале Культура. Рф.


Наверх