Густав Малер – крупнейший австрийский композитор и дирижёр конца XIX – начала XX вв., который в своё время не получил признания как композитор в полной мере. Но дирижёром его считали великим. Он был к тому же прекрасным пианистом, но не писал для фортепиано. Он был музыкальным руководителем во многих европейских оперных театрах, но не написал ни одной оперы. Им владела лишь одна идея – Симфония.
Его жанрами были те, которые встраивались в систему: симфонии, песни и вокально-симфонические циклы. Он стремится наполнить свои симфонии песенностью, а в вокальные циклы вставляет интонации, фразы из симфоний. Эти два жанра связаны между собой самым тесным образом.
Густав Малер говорил, что для него написать симфонию – значит, всеми средствами музыкальной техники построить мир.
В 1888 году появилась его Первая симфония, умер он, не успев закончить Десятую.
Современные Малеру критики писали (если собрать и обобщить содержание текстов), что главная тема его музыки – «сочувствие горестям большинства человечества, страдающего под игом стригущего купоны меньшинства».
«Что пленяет в его музыке? Прежде всего – глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Он проникал в самые сокровенные тайники человеческого сознания… Много можно говорить о Малере – великом мастере оркестра, на партитурах которого будут учиться многие и многие поколения». (Дмитрий Шостакович)
«Только спустя пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет мировых разрушений… мы можем, слушая музыку Малера, понимать, что она предсказывала всё это…» (Леонард Бернстайн)
Иван Иванович Соллертинский симфоническое творчество Малера называл грандиозной философской поэмой, в которой каждая часть вытекает из предыдущей. Шестая симфония наполнена трагизмом. Но название «Трагическая» ей дал ни при написании, ни при исполнении, ни при первой публикации, как утверждают исследователи-музыковеды, не автор. А Бруно Вальтер, напротив, был уверен, что Малер говорил о ней как о своей «Трагической симфонии». И, действительно, слушая музыку, понимаешь, что содержание её трагично. Герой не смог найти положительного разрешения в борьбе самого тяжёлого типа – в борьбе со своим внутренним конфликтом. «Это потрясающая драма в звуках, титаническая борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе», – написал автору о своём понимании Симфонии известный голландский дирижёр Биллем Менгельберг.
В нашей программе свою трактовку Симфонии представит маэстро Димитрис Ботинис с Новосибирским академическим симфоническим оркестром. Поможет вникнуть в суть содержания симфонии лектор-музыковед Московской государственной филармонии Ярослав Тимофеев.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
«Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
«Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро