«Пусть буря вдруг зарычит, залает, словно собака, сорвавшаяся с цепи и бросившаяся на врага, чтобы укусить по приказу хозяина. Пусть Ваша буря бросится и укусит итальянский корабль с принцами и тотчас же потом замолчит, только полегоньку вздрагивая, и ворча, и отходя прочь. И вот вслед за этой картиной пусть наступит другая — волшебный остров чудной красоты, и по нему пройдет легким шагом Миранда, создание еще более чудной красоты, вся солнце и улыбка счастья».
Мусоргский. «Песни и пляски смерти», вокальный цикл
Одна из первых в русской музыке симфонических поэм, четыре истории на текст Голенищева-Кутузова, рисующие портрет Смерти, приходящей за больным ребёнком:
Колыбельная, Серенада, Трепак, Полководец.
Шостакович. Симфония № 5, ре минор
Пятую симфонию Дмитрий Дмитриевич начал писать после гонений 1936 года за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей». Его призывали писать музыку проще, понятнее, оптимистичнее. Шостакович находился под давлением. Он не мог писать так, как этого хотели от него услышать обвинители, но и пойти открыто против власти опасался. Написал удивительно глубокое, многоплановое произведение и дал ему подзаголовок: «Ответ советского художника на справедливую критику».
Это был триумф. Музыка встретила положительный отклик как официальных критиков, так и публики. Власти поверили, что композитор встал на правильный путь, чуткие слушатели услышали в ней выражение страдания. Сам композитор на вопросы критики, о чем эта музыка, отвечал, что хотел показать, «как через ряд трагических конфликтов, большой внутренней борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение. У нас иногда возникает вопрос о законности самого жанра трагедии в советском искусстве. Но при этом часто подлинную трагедийность смешивают с обреченностью, пессимизмом. Я думаю, что советская трагедия как жанр имеет полное право на существование...»
Спустя годы Шостакович говорил: «Я ни за что не поверю, что тот, кто ничего не понимал тогда, мог прочувствовать Пятую симфонию».
Дирижирует Михаил Грановский, главный приглашенный дирижер Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета и постоянный приглашенный дирижер балетной труппы Universal Ballet (Сеул, Южная Корея), для которого в 2015 году Новосибирский академический симфонический оркестр записал музыку Чайковского. В 2017 г. дирижировал заключительными гала-концертами 35-го «Шаляпинского фестиваля» в Татарском Академическом Государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля (г. Казань).
«Песни и пляски смерти» Мусоргского исполнит Надежда Бабинцева, солистка Пермского академического театра оперы и балета и Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Турыгин, саксофон
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)