Карл Мария Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
В начале 1822 года Вебер, руководитель Дрезденского театра, обожаемый во всех немецких землях, создатель первой национальной оперы «Вольный стрелок», получил заказ на новое произведение от знаменитого итальянского импресарио Доменико Барбайи, руководившего тогда венским театром «У Каринтийских ворот». Барбайя рассчитывал на оперу в народном духе, с яркими бытовыми и фантастическими сценами. Но композитора влекли героические образы легендарной эпохи Средневековья с доблестными рыцарями, прекрасными дамами, коварными злодеями и таинственными заклятиями.
Над оперой «Эврианта» композитор работал в своем загородном домике близ Пильница неподалёку от Дрездена. Она была завершена в августе 1823 года и посвящена австрийскому императору Францу I.
Блестящая увертюра построена на темах героев оперы: лирическом романсе Адоляра, нежной каватине Эврианты, взволнованной арии Эглантины с её змеино вьющимся лейтмотивом, мрачной арии Лизиарта.
Паавел Фёдорович Юо́н (1872, Москва — 1940, Веве, Швейцария) — русский и швейцарский композитор и музыкальный педагог. Брат художника Константина Юона. В Новосибирске впервые прозвучит Концерт для скрипки с оркестром, си минор, соч. 42.
Павел Юон родился в Москве в семье служащего страховой компании. Мать увлекалась искусством — немного пела и музицировала. В силу немецко-швейцарского происхождения учился в немецкой школе, затем в Московской консерватории.
Как скрипач учился у Ивана Гржимали, как композитор - у Антона Аренского и Сергея Танеева, затем совершенствовал мастерство композиции в Берлине под руководством Вольдемара Баргиеля. В 1896—1897 гг. преподавал теорию музыки и скрипку в Бакинской консерватории. Затем вернулся в Берлин, где жил и работал с 1898 по 1934 г., заменив в 1906 г. Йозефа Иоахима в качестве профессора композиции Берлинской Высшей школы музыки. В 1934 году поселился в Швейцарии.
Композиторское наследие Юона включает почти 90 сочинений: опера «Алеко» (1896), четыре симфонии, три скрипичных концерта, тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, сочинения ансамблевой, камерной и театральной музыки, песни. Юон занимался также аранжировками и переложениями, преимущественно для фортепиано.
В 1998 г. в Цюрихе было основано Международное общество Юона, занимающееся изучением и пропагандой его творчества.
Рондо-каприччиозо Сен-Санса для скрипки с оркестром, как и Концерт Юона, исполнит Мария Солозобова
Мария Солозобова яркий представитель русской скрипичной школы. В 20 лет стала победителем международного конкурса им. Йоханнеса Брамса в Австрии. Окончила МССМШ имени Гнесиных, Mосковскую консерваторию у профессора И. Бочковой и Венскую высшую школу музыки у профессоров Е. Чугаевой и М. Фришеншлагера. Совершенствовалась в Высшей школе музыки в Цюрихе у профессора З. Брона и в аспирантуре Высшей школы музыки в Базеле у профессора Рафаэля Олега. Многократный победитель престижных международных конкурсов,выступает на самых известных концертных площадках мира: «Концертгебау» (Амстердам), «Тонхалле» (Цюрих), «Линкольн Центр» (Нью-Йорк), Театр Елисейских полей (Париж), Берлинская филармония, «Альте-опер» (Франкфурт), культурный «Концертхаус» (Вена). Мария Солозобова играет на уникальной итальянской скрипке Николо Гальяно (1728), любезно предоставленной ей в пожизненное пользование швейцарской фирмой «Swiss Wafers AG».
Симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя»
«Жизнь героя» — последняя, седьмая поэма Штрауса, подводящая итог его десятилетней работе в этом жанре: следующее одночастное программное произведение, возникшее пять лет спустя, он назовет симфонией («Домашняя симфония»).
Колоссальный состав оркестра вызвал недовольство многих слушателей, обвинивших Штрауса в намерении поставить себе памятник при жизни и предлагавших исполнять «Жизнь героя» в конце концерта, чтобы желающие могли покинуть зал.
Герой «Жизни героя» и «Домашней симфонии» — сам Штраус. Он говорил: «Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр Македонский». Сочинение насыщено цитатами из собственных произведений.
Дирижирует главный приглашённый дирижёр оркестра Фабио Мастранжело.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)