Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Штраус. «Жизнь героя», симфоническая поэма
Планируется онлайн-трансляция
Где бы и с кем бы не заходил разговор о польской музыке, сразу возникает имя – Фридерик Шопен. Он был гениальным пианистом и уникальным композитором, писавшем только для фортепиано. Если не для одного фортепиано – полонезы, ноктюрны, вальсы, прелюдии, экспромты, этюды, скерцо, баллады, сонаты, то для инструментального ансамбля с фортепиано. И для фортепиано с оркестром – два концерта: в фа миноре и в ми миноре. Они были написаны, когда Шопену было всего 20 лет. Он над ними работал одновременно – с осени 1829-го по осень 1830 года. В них чувствуется принятый в то время блестящий стиль первой половины XIX века: бравурность, блеск, техничность и мелодичность тем. Но у Шопена в блеске фортепианной фактуры появились глубина переживаний, поэтичность, пылкость. Ведь концерты были написаны в период его первой любви.
Интересно, что Концерт для фортепиано с оркестром ми минор, который считается Первым, и который будет исполнен в нашей программе, на самом деле был написан немного позже фа-минорного. Но он был раньше издан – в 1833 году. А фа-минорный был издан в 1836 году и стал Вторым. Вот такая небольшая путаница произошла с номерами.
Концерт прозвучит в исполнении замечательной юной пианистки из Японии, которая начала учиться у себя на Родине, а продолжила образование и карьеру в Москве: Шио Окуи. За время обучения Шио участвовала в престижных конкурсах и фестивалях и удостоилась множества наград, в том числе и такой: «Самый популярный классический исполнитель из страны-партнёра», которую получила на церемонии вручения III Международной профессиональной музыкальной премии BraVo, она прошла в Большом театре.
В 2017 году Шио принимала участие в концерте, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
Рихард Штраус, немецкий композитор и дирижёр эпохи позднего романтизма, 65 лет выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии. Он написал 14 опер, 3 балета, 4 симфонии, 7 симфонических поэм, сюиты, концерты для разных инструментов, сочинения для хора с оркестром и a cappella, для камерно-инструментальных ансамблей, для голоса с оркестром и с фортепиано, музыку к спектаклям; он делал обработки опер других композиторов – то есть занимался всю жизнь любимым делом. И тем не менее, в шутку или всерьёз сказал ещё в юности:
«Теперь я утешаю себя сознанием того, что нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишённым».
«Жизнь героя» – последняя, седьмая поэма Штрауса, подводящая итог его десятилетней работе в этом жанре: следующее одночастное сочинение он назовёт симфонией («Домашней»). Герой обоих произведений – сам Штраус, о чём он сообщил своим друзьям. Но на вопросы о конкретной программе ответ был: «Вам нет надобности читать её. Достаточно знать, что здесь изображён Герой в борьбе со своими врагами».
За пультом художественный руководитель и главный дирижёр Оркестра Димитрис Ботинис. С его приходом у коллектива появился ещё один абонемент – Абонемент Главного. Мы ждём вас всегда!
Новосибирский академический симфонический оркестр
Шио Окуи, фортепиано (Япония)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Дирижер –
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ре-бемоль мажор
Брух. Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор
Шоссон. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета, 3 часть (переложение для струнного оркестра)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо ля минор, ор. 28
Ревуэльтас. «Сенсемайя», симфоническая поэма
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Симфония № 2
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
Романсы в переложении для виолончели с оркестром
Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро