Есть произведения, которым не просто дать точное жанровое определение. Это сочинения особой породы, в которых художник сумел высказать своё, сокровенное, не пользуясь хожеными тропами. Вот как сам Гаврилин, в случае с «Перезвонами», искал возможные жанровые аналогии: «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Нечто среднее между оперой и ораторией».
Но это ни на что не похожее сочинение имеет невероятно прочную корневую систему. Мы без труда услышим здесь опору на русский фольклор, проследим языческие и христианские мотивы, столкнёмся с целым рядом источников – от «Поучения Владимира Мономаха» до творчества наших современников.
«Перезвоны» не раз звучали в концертном исполнении. Но Гаврилин-то мечтал о действе, чтобы с помощью движения, света был раскручен скрытый сюжет. Режиссёр Марина Муромцева предложила к хоровой симфонии выстроить пластический контрапункт урбанистического толка. Осмысление русского характера, постижение «тайны национального» (Белинский) провести через взгляд из нашего «сегодня», сквозь призму технологичной культуры XXI века. Задача хорового действа – разбудить нашу совесть, привести в движение душу.