2 августа 1892 года Сергей Рахманинов сообщал в письме к своему другу М. А. Слонову: «Я пишу теперь Каприччио для оркестра не на испанские мотивы, как у Римского-Корсакова, не на итальянские, как у Чайковского, а на цыганские темы».
С цыганским пением он познакомился благодаря известной исполнительнице А. А. Александровой, с которой встречался у своих друзей братьев Ладыженских.
Двумя основными темами произведения являются мелодии танцев «Малярка» и «Цыганская венгерка», напоминающей «Цыганочку». В основе «Малярки» - печальный, даже скорбный напев, «Венгерка» в процессе развития доходит до бесшабашной пляски.
Цыганские напевы привлекали многих представителей русской литературы и искусства своей открытой эмоциональностью, непосредственным выражением чувства.
Помните, как у Льва Николаевича Толстого в «Живом трупе» говорит Фёдор Протасов:
« Ах, хорошо. И зачем может человек доходить до этого восторга...»
Концерт для скрипки с оркестром – единственное сочинение Антона Аренского в жанре Концерта. Как сказал известный музыкальный критик начала XX века Герман Ларош, «всё, что выходит из-под пера Аренского, носит отпечаток грации, непринуждённости и естественности». В самой большой степени это относится к Скрипичному концерту, написанному в структуре одночастного сочинения со всеми признаками классической трёхчастности. «Неподдельная искренность творчества, доступность содержания и живое чувство красоты» - лучше не скажешь.
После смерти композитора (1906) его произведения начали забываться. Говорили, что сбылось пророчество его учителя Римского-Корсакова, который предсказывал Аренскому скорое забвение. Такая суровая оценка была вызвана, видимо, обидой учителя на своего самого талантливого ученика, который, по мнению Римского-Корсакова, растратил своё дарование.
Однако сейчас музыка Аренского обретает всё большую популярность из-за тонкой выразительности, мелодичности, национального характера.
«Римские празднества» Отторино Респиги - монументальная симфоническая поэма, образовавшая вместе с «Фонтанами Рима» и «Пиниями Рима» симфоническую трилогию. 1917 год — знаменательная дата в творчестве Респиги. В этом году были закончены «Фонтаны Рима». Отныне в его искусстве утверждается тема Рима. В Риме — городе, где причудливо переплелось прошлое и настоящее итальянской культуры, Респиги нашёл для себя неисчерпаемый источник вдохновения.
Римская трилогия – триада, посвящённая трём символам Рима - фонтанам, итальянским соснам пиниям и римским праздникам. В "Празднествах» Респиги запечатлел публичные торжества, начиная с древнейших времён Рима почти до современности. В музыке смешались самые разные стили - импрессионизм, красочный оркестровый стиль Римского-Корсакова, «Петрушка» Стравинского, итальянские народные песни, григорианские хоралы. Всё это – Отторино Респиги.
После Пуччини он был первым итальянским композитором, завоевавшим широкое признание во всём мире. Но не операми, а симфоническими произведениями.
Народный артист России Александр ЛАЗАРЕВ – один из ведущих дирижёров нашей страны. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижёров, а в следующем году получил I премию и золотую медаль на конкурсе им. Г. фон Караяна в Берлине.
С 1973 г. Александр Лазарев – дирижёр, а с 1987 по 1995 - художественный руководитель и главный дирижёр Большого театра.
В разное время был приглашённым дирижёром лондонского Симфонического оркестра Би–Би–Си, главным дирижёром Королевского национального оркестра Шотландии и
Японского филармонического оркестра, в котором сейчас является почётным дирижёром.
Среди оркестров, с которыми сотрудничает дирижёр – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Оркестр Баварского радио, Королевский оркестр «Консертгебау», Филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, Симфонический оркестр Шведского радио, Симфонический оркестр NHK (Япония), Кливлендский и Монреальский симфонические, Лондонский филармонический; оперные труппы брюссельского Королевского театра La Monnaie, Арены ди Верона, Оперы Бастий, Женевского оперного театра, Баварской государственной оперы, Лионской национальной оперы.
Маэстро награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, премией
Правительства РФ за 2015 год, Премией национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Спектакль года» и Премией Москвы в области литературы и искусства за 2016 год.
Елена ТАРОСЯН родилась в 1993 году в Омске. Ей было 5 лет, когда она начала профессионально заниматься игрой на скрипке. Сначала это был Музыкальный колледж при Новосибирской консерватории (класс профессора М.А. Кузиной-Койфман).
В 2016 году Елена закончила Московскую государственную консерваторию в классе профессора, народного артиста СССР Э. Д. Грача. Она лауреат огромного количества престижных конкурсов, в том числе I Международного конкурса им. Рудольфа Гуммерта, Международного конкурса молодых исполнителей в Греции, победитель молодежных Дельфийских игр России в Твери (золотая медаль).
Елена активно гастролирует в России, странах Европы, в Японии.
В июне 2018 года она стала победителем Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра. В настоящее время Елена Таросян - концертмейстер Российского национального молодёжного симфонического оркестра при Московской государственной филармонии.
Новосибирский академический симфонический оркестр Вадим Тихоненко, художественное слово
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)