Транссиб-VIII станет не менее «взрывным», чем предыдущие

2 апреля 2021
С 25 марта по 26 апреля Транссибирский арт-фестиваль представит 13 концертных программ на площадках Новосибирска и Новосибирской области.

ТРАНССИБИРСКИЙ арт-фестиваль (один из самых крупных и известных музыкальных форумов международного значения) в восьмой раз подтвердил свой статус — как высочайшего исполнительского, так и организаторского уровней. Фестиваль прошлого года продлился немыслимый для него промежуток времени — десять долгих месяцев (вместо запланированного одного), по известным причинам концерты то исполнялись в онлайн-формате, то вовсе переносились, а составы исполнителей и программы заменялись. Но Транссибирский стоически выдержал все трудности и, по словам директора фестиваля Олега Белого, был подготовлен буквально за сорок дней, можно сказать, «без антракта».
Концепт Транссибирского неизменен: он интегрирует лучшее из культур Востока и Запада, объединяя исполнительские составы, и локомотивом направляет их по творческой магистрали российских и зарубежных городов.

Форум-2021 по своей структуре остается верен традициям и уже полюбившимся публике направлениям: мировые и российские премьеры (главная премьера нынешнего сезона — концертная пьеса «Тобольские царевны» сибирского композитора Елены Демидовой), участие признанных солистов и дирижеров, среди которых Андрис Пога (Латвия), Казуки Ямада (Япония) и Шарль Дютуа (Швейцария).

Немаловажное значение имеют концерты камерной музыки (Вадим Репин выступит с виолончелистом Пабло Феррандесом и пианистом Денисом Кожухиным, с Николасом Ангеличем и новосибирским квартетом Filarmonica, кроме того, с двумя концертами выступит и пианист Николай Луганский). Совершенно новая ветвь развития фестиваля — джаз (впервые с программой приехали Игорь Бутман, его квинтет и певица Фантине). Одной из самых важных составляющих фестиваля на протяжении восьми лет остается Новосибирский академический симфонический оркестр, с которым, как рассказал Вадим Репин, он делал свои первые шаги, будучи еще молодым музыкантом. Художественный руководитель Транссибирского признался, что на нынешнем фестивале состоятся и его личные премьеры — соната Равеля для скрипки и виолончели и концерт Шоссона для фортепиано, скрипки и струнного квартета — два произведения, долго лежавшие в «персональной папке мечты». Наряду с интригой особый интерес сохраняется к финальному концерту форума — приезду Валерия Гергиева, которого ждали на фестивале с первого дня его проведения.



На концерте-открытии с приветственной речью к участникам и слушателям обратились губернатор Новосибирской области Андрей Травников и художественный руководитель фестиваля Вадим Репин, отметивший, что восьмой форум будет не менее красочным и не менее «взрывным», чем предыдущие. Была озвучена и телеграмма от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, подчеркнувшая международное культурное значение фестиваля.

Праздничный тон первому вечеру задала увертюра из фантастической оперы «Оберон» Карла Марии фон Вебера в исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением латвийского дирижера Андриса Поги — одного из самых востребованных дирижеров своего поколения, сотрудничающего с такими престижными оркестрами, как Лейпцигский оркестр, Мюнхенский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, оркестр Монте-Карло и многими другими. Щедрая на звуковые краски и эмоциональная по- дача рисовала в слушательском воображении и сказочные виражи легкокрылых эльфов, и торжественные марши шествующих рыцарей в блистающих доспехах, и пышные платья императорских дам, увенчанных цветочными катлеями. Исполненная на едином дыхании увертюра (стройно и сбалансированно, с невероятной отдачей) показала, что каждый музыкант, взяв на себя ответственность за успех всего фестиваля, готов играть с той же отдачей, что и солист.



Музыка Вебера стала прекрасным выбором для открытия программы форума, предвосхищая массу радостных для слушателей событий и определяя решительный настрой артистов и организаторов — представить все в наилучшем виде.

Неоднозначное впечатление на многих произвела российская премьера четырехчастного Концерта для двух скрипок с оркестром Shadow walker («Идущий в тени», 2017 год) современного композитора, командора ордена Британской империи Марка-Энтони Терниджа. Но нельзя не отметить ее эффектности в превосходном исполнении и экзистенциальной картинности, завуалированной композитором в подтексте. Партитура посвящена Марку Уоллингеру, и название ее заимствовано у одной из видеоработ художника, героем которой стала его собственная тень, а темой — исследование аспектов идентичности. Непрерывный диалог двух скрипок (Вадим Репин и лауреат Международного конкурса имени Чайковского Александра Конунова) — это игра теней и света: роль человека и его тени переходит от одного солиста к другому, и невозможно наверняка понять — кто же является тенью на самом деле. Тени то следуют друг за другом, то неистово противостоят, то исчезают, будто съеживаясь от жары, и снова обретают себя с наступлением вечера. Как в даосской притче: чтобы постигнуть себя, нужно понять свою тень, которая лишь копирует все изгибы и стройность тела. И все это под струнное пиццикато, тремоло литавр, с поддержкой ксилофона под ритм оркестровых кастаньет и колоколов. Здесь Тернидж весьма удачно переносит в музыку замысел основных работ Уоллингера: когда нарочитое сочетание противоречий рождает новые смыслы, затягивая в игру. В игру с выверенным музыкантским штрихом и тембром. На бис Вадим Репин и Александра Конунова в сопровождении оркестра легко и с удовольствием исполнили три пьесы Дмитрия Шостаковича (из цикла пяти пьес для двух скрипок и фортепиано) — Прелюдию, Вальс и Польку.



Итог концерту подвела Первая симфония Иоганнеса Брамса, над которой композитор трудился около 15 лет. Сама симфония стала синопсисом векового развития жанра — взволнованная, сумрачная, порывистая, образы которой чередуются то с задумчивой лирикой (прекрасное соло во второй части концертмейстера оркестра, народного артиста РФ Валерия Карчагина), то с грациозностью танца, нынешним вечером прозвучала с большой экспрессией и энергией, транслируемой в зал.

ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ сыгранность оркестра Новосибирской филармонии, когда синхронны не только фразировочные лиги, но и дыхание, была отмечена и Вадимом Репиным, заверившим, что репетиции прошли фантастически, как говорится, «без запиночки». К слову, в воскресенье, 4 апреля, на телеканале ОТС будет показана запись концерта-открытия VIII Транссибирского арт-фестиваля.

Роскошную джазовую программу из известных эвергринов и авторских композиций для новосибирской публики подготовили гранд отечественного джаза Игорь Бутман и музыканты его квинтета (Эдуард Зизак, ударные; Сергей Корчагин, контрабас; Евгений Побожий, гитара) совместно с участниками девятого сезона шоу «Голос» — Олегом Аккуратовым и певицей Фантине. Инструментальные и вокальные импровизации сопровождались искрометными шутками и небольшими рассказами из гастрольной жизни от джазмена-саксофониста, подогревая тем самым любопытство и восторг публики в первом отделении, а к финалу второго отделения переполненный зал взорвался аплодисментами.



Вечер открыла авторская композиция маэстро Бутмана Strange and beautiful Siberia, посвященная Новосибирску, — словно завораживающий шаманский ритуал, импровизационно разворачивающийся где-то в недрах сибирских земель — самая настоящая магия рождения музыки непосредственно на сцене. Программа — самобытный коктейль из джазовых стандартов — от терпкого и щемящего Como un Bolero Родригеса «с теплом из доминиканской республики», привезенным певицей Фантине, чье искусство сформировано множеством национальных культур, до стильной и зажигательной композиции Вашингтона-младшего Mister Magic, как посвящение самому Игорю Бутману и его мастерству игры на саксофоне. Конечно, за легкостью и виртуозностью каждого импровизационного экспромта скрывается титанический труд, но на сцене все ежеминутно, свежо и неповторимо.

Немалое впечатление произвела трогательная песня, непринужденно исполненная слепым от рождения блестящим академическим и джазовым пианистом, лауреатом всемирно известного вокального конкурса им. Сары Воэн Олегом Аккуратовым — Nature Boy (написанная в 1947 году прото-хиппи Иденом Ахбезом). Очаровывающий бархатный голос Фантине с ее характерной и узнаваемой манерой звукоизвлечения, эстетически красивая пластика и естественность певицы захватили зал с первой ноты. Прозвучала и композиция гитариста квинтета Евгения Побожего «Вердикт» — с причудливым ритмическим рисунком сольных проигрышей, по искусности и экспрессии не уступающая известным джазовым партиям.

Джаз, как восхождение на Эльбрус, — всегда непредсказуемо, ярко, экстремально, но покорить его возможно только с опытными проводниками-профессионалами, такими как квинтет Игоря Бутмана. И оказавшись однажды на этой вершине наслаждения от драйва, непременно захочется вернуться. Коллектив порадовал публику, свободно фантазируя на тему из «Бременских музыкантов» (серенадой Трубадура «Луч солнца золотого»), а также хитом What a Wonderful World (с имитацией фирменной хрипотцы Армстронга Аккуратовым), в процессе плавно перейдя на гармонию и мелодическую нить советской колыбельной «Спят усталые игрушки», что для одиннадцати часов вечера пришлось как нельзя кстати. Фантине в дуэте с Олегом Аккуратовым исполнили песню Эдит Пиаф La foule («Толпа»), вслед за которой в композиции C’Est Ci Bon подключились и остальные музыканты квинтета, поэкспериментировав с мелодией и красками тембрового ряда. Baby, I love you Марсалиса перенесла публику в атмосферу джазовой гавани — Нового Орлеана XX столетия — с расслабленными ритмами ночного города, в отблесках саксофона, свингующего под бит ритм-секции, а Lady is a tramp наоборот — в яркие огни, блеск и шик шумного Бродвея.

Джазовый вечер Транссибирского форума стал мощной отправной точкой для нового направления фестиваля и, несомненно, его новой яркой страницей.

Фото Михаила Афанасьева
Маргарита Мендель, «Новая Сибирь»

Наверх