Сергей Крылов – впервые в Новосибирске

17 февраля 2012
Ярким событием в художественной жизни Новосибирска стало выступление выдающегося музыканта виртуоза-скрипача Сергея Крылова, впервые представшего перед публикой города в качестве солиста и дирижера с Новосибирскими академическим симфоническим оркестром.

Сергей Крылов – один из самых известных и востребованных музыкантов нашего времени. О его таланте говорят – даже Паганини может оказаться второй скрипкой, если на первой играет Крылов. Дорогого стоят слова Мстислава Ростроповича о своем молодом коллеге, как одном из лучших скрипачей мира. Сергея Крылова отличает редкая творческая продуктивность, невозможная без умения самоорганизации, поразительной работоспособности и очень сильной воли и характера. Музыкант совмещает сольную исполнительскую, дирижерскую и педагогическую деятельность. Репертуар виртуоза огромен. Восхищает плотность и география гастрольной жизни Сергея Крылова, масштаб и разнообразие творческих контактов.

Два блестящих музыкальных вечера состоялись 9 и 10 февраля в Доме ученых СО РАН и во Дворце культуры железнодорожников – абонементы №№ 2 и 1 соответсвенно. Концертную программу составили шедевры мирового западно-европейского классико-романтического репертуара – концертная увертюра «Сон в летнюю ночь», Концерт для скрипки с оркестром ми минор Мендельсона и Героическая симфония Бетховена.

Первое отделение прошло под знаком романтического колорита музыки Мендельсона. С первых взмахов дирижерской палочки фантастическое «лесное» звучание хора деревянных духовых и валторн, шелестящий звук скрипок divisi staccato погрузили слушателей увертюры «Сон в летнюю ночь» (1826) в пантеистический мир чудных образов природы, светлых фантастически-скерцозных образов. Напомним, что это очаровательное произведение написано 17-летним Мендельсоном под впечатлением от одноименной комедии Шекспира. Об этом опусе Шуман говорил: «расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора». Новосибирский симфонический оркестр под руководством Сергея Крылова мастерски тонко донесли юношескую легкость, некогда отмеченные Чайковским оригинальность, вдохновенность и поэтичность этого неувядаемого романтического шедевра.

Далее в программе концерта прозвучало одно из лучших творений позднего творчества Мендельсона – знаменитый ми-минорный Концерт для скрипки с оркестром (1844). Здесь Сергей Крылов предстал перед аудиторией в двойном амплуа – как солист (львиная доля всего произведения) и как дирижер (на весьма маленьких «островках» молчания солирующей скрипки). Стоит отметить, что, с одной стороны, двойственная роль солиста воспринимается зрителем по-театральному эффектно, дает аудитории необычайный заряд энергией и держит ее внимание. В тоже время, отсутствие в данном контексте третьего лица – дирижера, весьма рискованное и трудное в технологическом плане дело. Подобная ситуация требует колоссальной концентрации внимания, предельной исполнительской мобильности и реакции от всех участников исполнения скрипичного концерта – и солиста, и особенно оркестрантов. В тоже время, это ни коим образом не должно сказываться негативно на художественной стороне воплощения произведения. Задача не из простых. Однако, блестящее исполнение Концерта Мендельсона очередной раз демонстрирует высокий уровень профессионализма и подготовки музыкантов симфонического оркестра. Солирующая же скрипка Сергея Крылова – вне всяких похвал! Это пример, когда потрясающая виртуозность маэстро, в тандеме с оркестром, на сто процентов направлена на раскрытие художественного замысла сочинения Мендельсона: лирико-психологической, взволнованной, с моментами истинно бетховенской патетики первой части Концерта, светлых романтических образов второй части и воздушной фантастической скерцозности Финала.

Публика, воодушевленная услышанным, рукоплескала и не думала покидать зал на антракт. Сергей Крылов исполнил «на бис» небольшую сольную программу, которая стала своего рода «концертом в концерте», где виртуоз продемонстрировал феерическую технику владения инструментом. Прозвучала первая часть скрипичной сонаты № 2 Изаи — «Одержимость», основанная на теме Третьей Партиты Баха, подобно тонкому психологическому диалогу сквозь время двух композиторов. Вторым номером маэстро также обратился к фигуре великого Баха, с потрясающей художественной глубиной исполнив знаменитую Токкату и фугу ре-минор в транскрипции Фокс-Лефрича. Заключительным номером стал тринадцатый Каприс Паганини, невольно вызвавший своими юмористическими интонациями улыбки на лицах слушателей.

Во втором отделении Сергей Крылов в полной мере представил дирижерскую сторону своего таланта, продирижировав колоссальным по сложности и масштабу художественного замысла симфоническим полотном – Третьей, Героической симфонией (ми-бемоль мажор), в которой, по словам Чайковского, «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения» композитора. С первых аккордов симфонии словно бетховенский дух проявился в облике дирижера: пронзительный взгляд, невероятная собранность, сдержанность в жестах, перерастающая в экспрессивную жестикуляция в кульминационных зонах. Каждую секунду ощущалось напряженное движение мысли дирижера, чутко подхватываемое оркестром, направленное на планомерное развертывание художественного замысла произведения без чуждых излишеств и преувеличений. «Героическая симфония несет в себе огромное количество информации, – отметил Сергей Крылов, – подобно тому, как наблюдаешь фрагменты видео через музыку. Жизни не хватит, чтобы эту симфонию до конца прочувствовать…».

Обращают на себя внимание некоторые дирижерские нововведения. Как истинный профессионал в области скрипичного искусства, Сергей Крылов предложил, в частности, иной взгляд на такие важные нюансы, как штрихи, направление движения смычка у струнных, что качественным образом отразилось на интонации, фразировке основного тематизма симфонии. В конечном результате, все эти моменты были весьма убедительны и художественно оправданы.

Необходимо отдать должное оркестру, который мастерски, как в техническом, так и художественном плане, воплотил все нюансы дирижерского видения этого грандиозного симфонического шедевра.
– Я серьезно занимаюсь сольной деятельностью, — в своем интервью поделился Сергей Крылов, — но параллельно, если мне предоставляется возможность подирижировать Третьей симфонией Бетховена с таким шикарнейшим оркестром, как Новосибирский симфонический, я только за! Я очень уважаю этот оркестр и, как мне кажется, музыканты уважают меня.

Своими впечатлениями поделился концертмейстер симфонического оркестра Новосибирской филармонии Валерий Карчагин:
– Для нашего оркестра имеет важное значение все интересное, что привносит новый талантливый человек, казалось бы, в привычные вещи. Мы неоднократно исполняли Героическую симфонию Бетховена с самыми признанными мастерами дирижерского искусства. Со временем в оркестре сложились убедительные традиции исполнения этого произведения. Третью симфонию Бетховена оркестр очень любит и играет с величайшим удовольствием. Безусловно, человек креативный и творческий, каким является Сергей Крылов, всегда привнесет в эту симфонию что-то новое. В связи с тем, что испортить ее практически невозможно, все свежие интересные мысли с удовольствием воспринимаются оркестром, и творческий процесс, на мой взгляд, принес радость в одинаковой мере и музыкантам, и дирижеру.
Анна Пронина, музыковед

Наверх