Маэстро Кент Нагано выбрал программу концерта-открытия под впечатлением от Новосибирска. Как стартовал Пятый Транссибирский арт-фестиваль.
Ежегодно фестиваль вызывает огромный интерес у новосибирской публики. Вот и в этом году билеты на большую часть концертов уже распроданы.
Перед концертом состоялось открытие выставки официального фотографа фестиваля Александра Иванова. Символическую ленточку разрезали директор Транссибирского арт-фестиваля Олег Белый, врио министра культуры Новосибирской области Игорь Решетников и сам фотохудожник Александр Иванов.
Вадим Репин, создатель и художественный руководитель фестиваля, называет его мостом между Востоком и Западом и всё больше раздвигает его границы. Российская программа фестиваля включает концерты в Новосибирске, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге и Самаре. Зарубежная часть маршрута Транссибирского арт-фестиваля пройдёт в США и Японии в июне и июле. Главной географической точкой фестиваля остаётся Новосибирск. Концерты здесь продлятся до 2 апреля, а 12-13 апреля предстоят гастроли Большого театра с балетом «Дама с камелиями» на сцене Новосибирского театра оперы и балета. В одной из главных партий — Светлана Захарова, удивительная балерина, супруга Вадима Репина.
Первым концертом юбилейного фестиваля, как и пять лет назад, в 2014 году, дирижировал легендарный музыкант, обладатель Grammy Кент Нагано. С 2015 года маэстро занимает пост художественного руководителя и главного дирижёра Гамбургской государственной оперы. «Это был большой вызов и большая честь, когда Вадим пригласил меня стать участником пятого фестиваля. Я понял, что программа моего концерта должна быть особенной. Каждое сочинение, выбранное для неё, отражает впечатления от моего первого визита в Сибирь, — признался на пресс-конференции маэстро Нагано. — Симфоническая поэма Штрауса “Так говорил Заратустра”, вдохновлённая поэмой Ницше, содержит идею напряжённых отношений индивидуума с ошеломительным могуществом природы. Посетив Сибирь впервые, я был сильнейшим образом впечатлен её гигантскими масштабами. Было очень холодно, и я почувствовал, что этот край может быть не только прекрасен, но и жесток, и суров…»
Продолжая свой рассказ о программе, Кент Нагано заметил, что концерт Бруха для скрипки с оркестром, в котором солировал Вадим Репин, — это своего рода урбанистический романс. «Образ индивидуума и контекста, но теперь в этой роли выступает не природа, а городское сообщество. Это то, что также впечатлило меня в Новосибирске в первый мой визит, когда я увидел оперный театр, — я не представлял, насколько велик и богат ваш город…».
«Главную идею третьего сочинения — Фантазии Бетховена — можно сформулировать так: если мы сможем найти гармоничный способ для совместной работы, наградой нам станет радость,— продолжает Кент Нагано. — Для меня эти слова — метафора Транссибирского арт-фестиваля. Вадим Репин и окружающие его друзья делают здесь вместе нечто совершенно особенное…»
Фантазия для фортепиано хора и оркестра Людвига ван Бетховена прозвучала в исполнении известного пианиста Константина Лифшица, оркестра и Новосибирской хоровой капеллы. Пианист с мировым именем, один из лучших интерпретаторов Баха, номинированный на премию Grammy в 17 лет, также стоял у истоков Транссибирского арт-фестиваля, выступал на сцене ГКЗ имени Арнольда Каца в 2014-м и 2016-м. В программе нынешнего юбилейного фестиваля 10 марта состоялся его сольный концерт. 7 марта музыкант дал мастер-класс в рамках образовательного проекта «Просто общайся со звездой» в ДК «Энергия». «Я услышал четверых детей, пообщался с аудиторией, времени было не так много — два часа. У вас большое количество талантливой молодёжи и у них прекрасные учителя. Это, как мне кажется, один из залогов того, что фестиваль будет развиваться», — заметил Константин Лифшиц.
В нынешнем году концертная программа фестиваля на территории Новосибирской области расширится. Музыканты отправятся в дорогу на 350 и 500 километров, побывают в Краснозёрском и Карасуке, это помимо концертов в Академгородке, Тогучине, Искитиме и Бердске.