П.И. Чайковский: патетика и лирика

24 марта 2015
В Новосибирске открылся Второй Международный Транссибирский арт-фестиваль. Вновь, как год назад, нам предстоит на две недели погрузиться в мир классической (и не совсем) музыки и насладиться исполнительским искусством лучших музыкантов нашей страны и других земель. Если первый фестиваль был посвящен 90-летию А.М. Каца, то нынешний, хоть и без официального посвящения, так или иначе пройдет под знаком творчества П.И. Чайковского, 175-летия со дня рождения которого как раз в апреле будет отмечать весь музыкальный мир.

Вот и программа открытия состояла из произведений Петра Ильича, преимущественно – вокальных. Началось все достаточно пафосно: после приветствий Президента Российской Федерации В.В. Путина (письмо) и Губернатора Новосибирской области В.Ф. Городецкого (личное слово) прозвучал «Славянский марш» – самое патриотичное сочинение русского музыкального гения (хотя он в выражении подобных чувств был гораздо скромнее многих своих современников-соотечественников), с приподнято и грандиозно звучащей цитатой гимна «Боже, царя храни». Оркестр под управлением Г. Ринкявичуса был хорош, предстал во всей своей мощи и зарядил публику гражданственно-патриотическим настроением.

Далее произошла плавная модуляция к лирике – через сдержано-скорбную арию Воина из кантаты «Москва» к ариям и ансамблям из опер. Эта часть программы была вполне традиционной: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Орлеанская дева» – все оперные хиты. В программе приняли участие известные в России и далеко за ее пределами, как принято сегодня говорить – востребованные певцы: солистка Венской оперы меццо-сопрано Елена Белкина, солистка Берлинской оперы сопрано Анна Самуил и солист Санкт-Петербургского Мариинского театра тенор Дмитрий Попов.

Исполнение было неровным. Елене Белкиной лучше всего удались ария Воина из кантаты и ария Иоанны («Орлеанская дева»). Голос певицы богато окрашен и выразителен, но она не всегда добивалась ровности звука, красивых низких нот. Анна Самуил была явно не в форме – «Сцена письма Татьяны» была ею пропета как будто через силу, вне стиля, со странной тремоляцией; только некоторые верхние ноты на пиано были точны и выразительны. А ведь певица партию Татьяны исполняла, и, насколько я помню, вполне ровно и на хорошем уровне. Во фрагментах из «Иоланты» она была более убедительна, но тоже небезупречна.

Наиболее яркое впечатление произвел Дмитрий Попов, обладатель великолепного тембристого «сочного» тенора, одинаково насыщенного во всех регистрах, точной и выразительной интонации, великолепной артикуляции, безупречной атаки, сценического обаяния. Он вызвал заслуженные восторги слушателей во всем репертуаре – и как Ленский, и как Водемон.

Предстал перед публикой и Вадим Репин, исполнив обработку арии Ленского для скрипки с оркестром Леопольда Ауэра, малоизвестного венгерского скрипача и композитора (при этом двоюродного дедушки очень известного музыкального авангардиста Дьёрдя Лигети). Аранжировщик придал музыке Чайковского некоторый национальный венгерско-цыганский колорит, что, помножившись на сентиментализм первоисточника, нанесло на пьесу специфический, пардон, кабацкий налет. И хотя и солист, и оркестр играли вполне академично, все же этот номер программы выбивался из общего настроения концерта. И вообще – на открытии фестиваля, на концерте, посвященном композитору мирового значения, от руководителя этого фестиваля, его идейного вдохновителя, а для Новосибирска в этом контексте и «гения места», резонно было ждать более солидного выступления – со скрипичным концертом или хотя бы Вальсом-скерцо. Могу объяснить выбор скрипичного произведения желанием сохранить атмосферу «оперного» Чайковского, но тогда при чем тут «Славянский марш»? Сыграли бы тогда оперную увертюру. Я так думаю.

Закончился концерт вовсе без всякого пафоса, с юмором, по-домашнему. Когда на сцене вокалисты, то Чайковский Чайковским, а бонус – из Верди. На бис трио певцов лихо исполнило Застольную из «Травиаты», мило разыгрывая сцену флирта и женского соперничества. При этом сам Репин перевоплотился в официанта и вынес на сцену поднос бокалов с шампанским, которым все основные действующие лица и угостились по случаю открытия грандиозной программы.

Я жду обширных впечатлений от начавшегося, пожалуй, самого престижного и представительного музыкального фестиваля в Сибири. Не обещаю, что посещу все концерты, но большинство – наверняка, и в конце постараюсь представить свой письменный отчет.

Партнеры

Генеральный спонсор
Тикетлэнд
Кассы.ру
intickets.ru
Kassir.ru
Яндекс
СибКасса
AZIMUT Отель Сибирь
Domina
Рестораны Дениса Иванова-1
НГУ Настоящая наука
Communications advertising group
Авиценна
Чашка кофе
Кинотеатр "Победа"
Шашлыкофф
Балкан гриль
СпецТрансСтрой
Favorit cheese
Нью-Мексико
Карачинский источник
Аэродром «Мочище»
Дайсикнит
Купино

Информационные партнеры

Россия 1
Россия 24
ОТС
РБК
Континент Сибирь
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Новосибирские Новости
Музыкальное обозрение
Радио Орфей
Культвитамин
49 канал
Выбери радио Нск
Радио 54
LEDsi
Дизайнмастер
Афиша Новосибирска
Серебряный дождь
Gallery
Статус журнал
Журнал Денис Иванов
Новосибирь
Реальная Россия
ТИЦ
Инфопро
leaderstoday
Пенсионеры
Бумеранг
Новая Сибирь
Ваш Новосибирск
Музука России
СовСибирь
ТВК
Сибмама
Сибирь 24