От нуля до трех

20 октября 2014
Для детей сделано специальное покрытие, пуфы и игрушки. Довольно необычно наблюдать такое скопление малышей в культурном заведении. Дети общаются между собой, кто-то плачет, кто-то смеется, кого-то переодевают мамы, а кто-то подходит к выступающему артисту и внимательно следит за его игрой. Можно дотянуться до музыканта рукой. В антракте детки даже попробовали постучать по клавишам.

Так, первым музыкантом в этом эксперименте стал лауреат международных конкурсов пианист Дмитрий Карпов.
Признаться, совсем тихую музыку дети не воспринимают. Тем более им невдомек такая форма, как пауза. Нужно, чтобы музыка била ключом, чтобы была какая-то событийность, как, скажем, «Полет шмеля». При этом детьми лучше воспринимается мелодичная музыка — классика, романтика. А вот от авангарда, музыки, в которой много диссонансов, какого-то напряжения и беспокойства, лучше отказаться.

Кроме Римского-Корсакова, успешно прошел Шопен, Рахманинов, Григ, Моцарт и Чайковский. Естественно возникающий вопрос: как игралось музыканту сквозь рев, смех и детский в буквальном смысле слова лепет. К слову сказать, у Дмитрия Карпова двое детей, правда, уже взрослых, но все трудности с такого рода помехами ему знакомы.
«Конечно, дети мне не мешали. Когда их много, они аккумулируют энергию и увеличивают ее. Если один заплакал — остальные тоже плачут, один засмеялся — остальные смеются. Дети — это особая субстанция. Поэтому, мне кажется, что сегодня у нас все получилось. Конечно, обстановка не такая, как на взрослых концертах, где если и замечаешь какой шум из зала, то это всего лишь кашель. Детей же не заставишь сидеть идеально, главное — что они так или иначе на подобных концертах приобщаются к академическому искусству. Воспринимают, правда, пока другим уровнем сознания, но здесь такое хорошее помещение и акустика, что, мне кажется, музыка все-таки на них воздействует. Станут постарше — будут приходить в филармонию сами».

Привлечение к академическому искусству требует внутренней работы, это некий язык, на котором нужно уметь осуществлять коммуникацию: классическое искусство нужно понимать, в отличие от искусства популярного, которое действует примитивно и не побуждает к какой-то внутренней работе личности. То, что происходило в Музыкальной гостиной, должно вызвать отдачу. Дети, попав в эту ситуацию, получили некий mеssage веков, ведь музыке, которая звучала в исполнении Дмитрия Карпова, 200—250 лет. Это музыка, которую слушает не одно поколение людей. Это нечто ценное не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Популярное искусство вряд ли будет жить так долго. Поэтому погружение детей в эту среду послужит хорошим залогом для развития личности в будущем.

Напомним, что филармония уже проводила детские концерты — только для детей  от четырех лет. «Путешествие в мир музыки» объединяло костюмированные представления, в которых участвовали коллективы разных жанров. Для ребят постарше проходят концерты абонемента № 16 «Портреты композиторов». В 2009 году с успехом стартовал проект концертов для беременных «В ожидании чуда». Теперь, с появлением проекта для детей «от нуля до трех», можно смело говорить, что филармония предлагает концерты для детей абсолютно любого возраста.

Наверх