Прошедшая неделя принесла новосибирской публике сразу два филармонических концерта с театральным уклоном: с перерывом в один день на площадке ДК «Строитель» были представлены абонементные программы, пропорционально синтезировавшие сценическое и музыкальное искусство. Открыл театрально-филармоническую страницу джаз-оркестр «Сибирский диксиленд», презентовавший душевный эксперимент под кодовым названием «Теа-джаз». Продолжил тему Новосибирский академический симфонический оркестр, музыканты которого воплотили остросюжетную композицию «Дон Жуан. В поисках идеала». В джазовых вариациях принимали участие актеры ГДТ Зоя Терехова и Николай Соловьев, а музыкально-литературные откровения направляли в нужное русло дирижер Вячеслав Прасолов и «краснофакелец» Владимир Лемешонок.
<…>
Музыкальный путь Дон-Жуана
Программа «Дон Жуан. В поисках идеала» — скорее «птица» академического полета и не совсем стандартного подхода. Это второй концерт цикла «Музыкально-литературные вечера», режиссером и дирижером которого выступает Вячеслав Прасолов. «Создание цикла музыкально-литературных вечеров для расширения рамок симфонического концерта и привлечения широкого зрителя мне предложило руководство филармонии, — рассказывает дирижер. — Предполагалось, что подобные вечера заинтересуют и поклонников новосибирского оркестра, и тех, кого интересует не столько музыка, сколько хорошая литература».
Темы Вячеслав Прасолов подбирал на свой собственный вкус, лишь бы они были значимыми и востребованными в творчестве литераторов и музыкантов всех времен и народов. Первый концерт был посвящен истории Ромео и Джульетты, а на сцене вместе с музыкантами работали студенты Новосибирского театрального института. Второй концерт при участии Владимира Лемешонка раскрыл подробности из жизни Дон Жуана. Третий под названием «И смех, и грех», назначенный на 1 апреля, будет посвящен Дню юмора и не обойдется без актерского мастерства Григория Шустера.
«Для того чтобы создать литературно-музыкальную композицию о Дон Жуане, я перечитал 70 процентов того, что написано на эту тему, — уверяет Вячеслав Прасолов. — Я хотел не просто собрать в один концерт все произведения о Дон Жуане, а поэтапно представить картину всей его жизни. Поэтому я брал только те эпизоды, которые мне нравились и подходили. Эпизоды, в которых просвечивало отношение героя к жизни, женщине, любви и содержались ответы на вопрос, почему он стал вести такой образ жизни». Для реализации замысла г-ну Прасолову понадобились фрагменты из сочинений Рихарда Штрауса, Малера, Вагнера, Чайковского, а также отрывки из сочинений Алексея Толстого, Гумилева, Блока, Бальмонта, Огюста де Лиль–Адана.
Самое сложное, по мнению режиссера и дирижера, оказалось соединение одиннадцати партитур и шести авторов: «Мне не хотелось делать искусственное соединение, что было бы проще всего. Я, как хирург, пытался сшить живые ткани. Оставалось выяснить, приживутся они или нет. Но об этом могут судить только слушатели».
Выбор актера-чтеца на роль Дон-Жуана перед руководителем проекта не стоял. «Я знаю Владимира Лемешонка с 70-х годов, являюсь поклонником его творчества и рад, что получил согласие», — комментирует Вячеслав Иванович.
Позицию г-на Прасолова можно понять. Артист «Красного факела» обладает всеми данными, чтобы воплотить в жизнь образ легендарного любовника и вероотступника. Однако так сложилось, что рисунок роли, выводимый на сцене Владимиром Лемешонком, не всегда совпадал с музыкальным рядом. Порой его Дон Жуан был тяжеловесней, агрессивней и разочарованней, нежели предполагала та или иная композиция. К тому же зрителям для «поглощения» образа все время не хватало глаз. Монологическая и исповедальная по своей сути речь Дон Жуана требовала позиции визави, но читающий с пюпитра текст актер не всегда мог себе это позволить. Приходилось довольствоваться профилем и жестами, что рассеивало весомую часть энергетического посыла.
Сейчас дирижер Вячеслав Прасолов разрабатывает еще несколько тем для продолжения цикла: «Русский восток», «Гой ты Русь моя родная» о взаимоотношениях Сергея Есенина с новой Россией, «Фауст и Мефистофель. Вечный спор» и «От Сибири до Гренады». Однако, какая из этих тем будет разработана музыкантами симфонического и актерами новосибирских театров, покажут зрительский мониторинг и финансирование.
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь» № 5 (892)