Новая жизнь в 60 лет

22 октября 2015
В первые дни сентября коллектив под управлением художественного руководителя и главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса провел турне по Италии, а 23 и 24 сентября дал первые концерты в родном городе. Впереди – насыщенный сезон, гастроли в нескольких европейских странах, выступление в Концертном зале Мариинского театра, юбилейный концерт с участием Дмитрия Маслеева и III Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина, в программе которого оркестр традиционно выступит в роли базового коллектива.

Новосибирский симфонический впервые отметит круглую дату без своего создателя Арнольда Каца. В 2006 году на концерте к пятидесятилетию коллектива в Новосибирском театре оперы и балета маэстро еще стоял за пультом, в начале 2007-го его не стало, и этот уход, несмотря на почтенный возраст дирижера, оказался неожиданным и оглушительным ударом. Вскоре после прощания с Арнольдом Михайловичем губернатор Виктор Толоконский инициировал встречу с музыкантами оркестра, на которой пообещал: в Новосибирске будет построен новый концертный зал – тот самый, о котором Арнольд Кац мечтал и решения о строительстве которого добивался долгие годы. Решение о собственной дальнейшей судьбе оркестр принял сам: с начала концертного сезона 2007/2008 во главе коллектива встал триумвират – художественный руководитель и главный дирижер Гинтарас Ринкявичус и главные приглашенные дирижеры Томас Зандерлинг и Фабио Мастранжело.

Образ будущего был намечен пунктиром, но на пути к нему ждали трудные времена. В апреле 2008-го филармония съехала из здания Дома политпросвещения, который на протяжении почти двадцати лет был основной площадкой для концертов филармонических коллективов, и в первую очередь оркестра. Здание, построенное в конце 1960-х для проведения партийных собраний и по этой причине не обладавшее концертной акустикой, определили под снос. Новый концертный зал должен был расположиться на его месте.

История строительства зала развивалась в русле традиционных национальных перипетий. Так, решение о необходимости отдельного акустического проекта было принято после начала строительных работ. Имея в итоге изменившиеся параметры зала, строители вынуждены были менять конфигурацию уже заложенного фундамента. Стройка несколько раз замораживалась – то из-за отсутствия денег, то из-за судебных тяжб с оспариванием результатов тендера. Все это время оркестр базировался в ДК «Строитель» в отдаленном районе города. Абонементные концерты с 2008-го по 2011-й проходили на сцене ДК железнодорожников – одной из прокатных площадок города, с точки зрения концертной акустики недалеко ушедшей от снесенного ДПП.

Находясь в крайне стесненных условиях, оркестр интенсивно работал, регулярно выезжал с концертами за рубеж, в Москву, Санкт-Петербург и другие российские города. В непростые годы он сумел доказать главное – способность к развитию, росту, не словом, а делом подтверждая свои серьезные амбиции. При отсутствии ежедневного контакта с главным дирижером это было непривычно и непросто, тем не менее трехлетний контракт с Гинтарасом Ринкявичусом был дважды продлен. Нынешний сезон для литовского маэстро – девятый во главе новосибирского оркестра.

Новая страница истории коллектива, да и всей филармонии, началась в сентябре 2013-го, когда наконец открылся Государственный концертный зал, получивший имя Арнольда Каца. Счастье было огромным, пусть и с привкусом разочарования: акустика зала не вполне оправдала ожидания. И все же это был современный, светлый, красивый зал на тысячу мест, в котором с легкостью разместилось большинство филармонических коллективов, и в первую очередь – оркестр. Все в этом зале дышит памятью и благодарностью маэстро. Его имя красуется на здании, первое, что видят слушатели, входя в фойе, – витраж с изображением дирижера. Здесь установлена мемориальная доска, теперь заработал и Музей Арнольда Каца.

Одним из главных следствий обретения зала стало не только изменение качества жизни филармонии и оркестра, но и рост престижа – классики в Новосибирске и Новосибирска в мире. Город получил беспрецедентный по масштабу и уровню Транссибирский арт-фестиваль, который пройдет в апреле 2016-го уже в третий раз. Его инициатор и художественный руководитель Вадим Репин признавался, что мечтал о подобном проекте давно: для реализации не хватало лишь зала. Фестиваль сделал возможным работу с оркестром дирижеров мирового уровня. За время его проведения наряду с Гинтарасом Ринкявичусом это были такие маэстро, как Кент Нагано, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Александр Сладковский, Дмитрий Юровский и другие.

Сейчас, реализуя открывшиеся с появлением зала возможности, оркестр переживает очень плодотворный период, и новое качество жизни дает новое качество звучания. Доказательство – открывшийся сезон. Впервые в своей истории оркестр начал его не на родине, а концертами в Турине и Вероне. Дирижировал Гинтарас Ринкявичус, солировал (в Скрипичном концерте Чайковского) победитель XIV Международного конкурса им. Чайковского Итамар Зорман. В Турине в исполнении оркестра прозвучали Третья и Пятая симфонии Бетховена и Шестая симфония Чайковского. По возвращении в Новосибирск Гинтарас Ринкявичус признавался, что выбор симфоний Бетховена для концерта в Италии был довольно смелым решением: «От русских оркестров в Европе, конечно, ждут в первую очередь исполнения музыки русских композиторов, да и Бетховена играть европейской публике, то есть ступать на ее культурную территорию, – предприятие очень ответственное. Тем не менее риск оправдался, оркестр был принят овациями». В Вероне оркестр и Итамар Зорман представили программу из музыки Чайковского.

Открытие юбилейного сезона в Новосибирске состоялось концертами 23 и 24 сентября – без официоза и пафоса, но с чувством причастности к большой культурной истории. Коллектив выбрал ту самую программу, с которой в 1956 году только что организованный Новосибирский симфонический оркестр начал свою жизнь. Десятой симфонией Шостаковича дирижировал тогда 32-летний Арнольд Кац. «Итальянское каприччио» и Первый фортепианный концерт Чайковского прозвучали под управлением Кирилла Кондрашина, солировал Эмиль Гилельс. Во вступительном слове к этой программе нынешний художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Калужский заметил, какой смелостью надо было обладать тогда А. Кацу, чтобы исполнить новую симфонию Шостаковича, композитора на тот момент с неблагонадежной «формалистической» репутацией. Образы далекой эпохи вставали в звуках оркестра, мистически переносившего публику в реалии 1956 года. Но при этом, конечно, энергия и интенсивность звучания отвечали сегодняшнему ощущению. Высокий эмоциональный градус как будто заявил слушателям о состоянии коллектива после успешного турне. Читался в нем и новый тонус в отношениях с главным дирижером (накануне стало известно о продлении контракта с Гинтарасом Ринкявичусом еще на один сезон), и удовольствие от игры в акустически усовершенствованном зале.

Об акустике снова стоит сказать отдельно. Еще в марте в ГКЗ начались работы по ее улучшению: тогда акустические панели были смонтированы на сцене и над сценой. За лето был реализован следующий этап: в зале появились акустические шторы. Грустно, конечно, что приходится прибегать к подобного рода мерам, но иного выбора не остается, а с окончанием каждого нового этапа работ ощущения в зале меняются значительно.

Вот и первый концерт сезона показал объем и красочность оркестра, услышать которые раньше в ГКЗ не удавалось. Характеристики эти проявились и в несколько сдержанном звучании Первого концерта Чайковского (солист – Дмитрий Алексеев), и в Десятой симфонии Шостаковича, но в первую очередь – в «Итальянском каприччио». Оно стало настоящим гимном стихии движения, подлинным упоением возможностями и открывшейся тембровой глубиной оркестра. Симфония же позволила продемонстрировать одно из ключевых качеств Новосибирского симфонического – проницательное, наполненное биением смыслового нерва звучание струнных.

Возможно, впервые за свою историю оркестр существует не вопреки, а благодаря обстоятельствам. Конечно, многого хочется еще достичь, однако теперь, когда у коллектива есть в основном все необходимые условия, он полон сил, сосредоточен на решении исключительно творческих задач и закрепляется на новом уровне мастерства.
Марина Монахова, фото Виктора Дмитриева, "Играем с начала"

Наверх