Медь сыграла вполголоса

28 апреля 2021

Впервые компанию Вадиму Репину на Транссибирском арт-фестивале составил Валерий Гергиев

Фото: Александр Иванов / пресс-служба Транссибирского арт-фестиваля

В Новосибирске закончилась основная часть VIII Транссибирского арт-фестиваля, возглавляемого скрипачом Вадимом Репиным. Концерт-закрытие, вписанный также в программу XX Московского пасхального фестиваля, прошел под управлением Валерия Гергиева, дирижировавшего Новосибирским академическим симфоническим оркестром в первом отделении и Симфоническим оркестром Мариинского театра — во втором. На концерте побывал Илья Овчинников.

К закрытию форума был обещан «сводный оркестр Мариинского театра и Новосибирской филармонии». К сожалению или к счастью, этот диковинный тандем не сложился, и все же финал не мог не стать событием по нескольким причинам. Впервые на фестивале в одном концерте участвовало два симфонических оркестра, что само по себе редкость. Вечер завершала Пятая симфония Малера — это лишь второе его исполнение за восемь лет существования форума, в чьей программе многие другие выдающиеся симфонисты встречались куда чаще. Наконец, на фестивале дебютировали оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, которого «Транссиб» ждал с 2014 года и дождался только теперь.

Транссибирский арт-фестиваль бережно относится к своей истории; арки между его программами разных лет возникают то намеренно, то стихийно, но рифма между финалами нынешнего форума и самого первого никак не случайна. Как и сейчас, семь лет назад Репин собирался исполнить Первый концерт Шостаковича под управлением Валерия Гергиева, однако за несколько дней до закрытия выяснилось, что маэстро приехать не сможет. Финал был под угрозой срыва, и Репин принял революционное решение сыграть Шостаковича без дирижера — в первый и наверняка в последний раз в истории сочинения. Незадолго до того Репин рассказывал, как труден для скрипача этот концерт, однако тогда едва ли представлял себе, какие новые трудности он вскоре принесет, и вышел из этой ситуации героем.

Тем не менее легко понять, как важно было Репину восполнить эту потерю. Такой возможности пришлось ждать семь лет, что по-своему символично: написанный в 1948 году Первый концерт впервые прозвучал только в 1955-м, семь лет пролежав в столе. Шостаковича Гергиев решил объединить с Малером; мы часто слышим о влиянии Малера на Шостаковича и гораздо реже слышим их в одной программе. Обещанную Седьмую симфонию Малера, которая могла бы прозвучать и неожиданнее, и праздничнее, ближе к делу заменили на Пятую — двумя днями раньше оркестр Мариинского театра с успехом исполнил ее в Екатеринбурге.

Малер в исполнении Гергиева звучал не раз, и на концерте казалось, будто сейчас маэстро ищет к нему новый подход, отчасти близкий к подходу Теодора Курентзиса: пять лет назад тот подробно говорил о своем намерении изъять из «соседней», Шестой симфонии Малера привычные трагические коннотации, расслышать за ними влюбленность — «сладкую, примитивную, гениальную». Теперь об этом напоминала Пятая в исполнении Гергиева и оркестра Мариинского театра — в эти дни он совершает традиционный марш-бросок, объезжая на поезде почти полстраны и демонстрируя чудеса выносливости. Легендарная мариинская медь, когда-то сбивавшая с ног, звучала камерно, негромко, и ни привычного трагизма, ни отношения к симфонии как к модели вселенной или философскому роману, ни ощущения малеровской гигантомании здесь не было: не столько роман, сколько цикл новелл, одна красивее другой. И даже знаменитое Adagietto прозвучало без обычной контрастности с соседними частями, хотя и изумляло ювелирностью выделки.

Удивительно, но Шостакович прозвучал словно более по-малеровски, чем сам Малер: при всей опасности «вчитывания» в музыку внемузыкальных смыслов, были отчетливо слышны трагедия героя, его неравная борьба с силами зла и надежда на победу, пусть даже и робкая. Она неожиданно ощущалась даже во второй части, в одном из так называемых «злых скерцо» Шостаковича: в ней можно расслышать отголосок темы «Слава супругам» из его оперы «Леди Макбет Мценского уезда», на момент создания концерта запрещенной и фактически похороненной, а ныне любимой во всем мире. При этом первая и третья части в исполнении Гергиева и Репина предстали настоящими чудесами красоты и лирики, пусть даже первая и приобрела черты апокалиптического пейзажа, отблеск красоты выжженной земли.

Увертюра к «Летучей мыши» Штрауса на бис тоже прозвучала с блеском, и трудно было поверить, что накануне оркестр сыграл два концерта в Омске, а назавтра предстояло еще два — в Красноярске. Так прошел концерт двух фестивалей; что касается Пасхального, то по традиции последних лет дальнейшая его программа пока неизвестна, включая официальный концерт-открытие вечером 2 мая. «Транссиб» же, завершив основную часть, продолжится 30 апреля в Москве: Вадим Репин выступит с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром под управлением Шарля Дютуа.




Наверх