Марио Чачо «Я играю на саксофоне, потому что с ним я могу меняться...»

5 ноября 2015
На прошлой неделе закончился первый в истории Сибири международный саксофонный фестиваль. Он уникален тем, что в первый же день на нем прозвучало пять мировых премьер, которые были исполнены камерным филармоническим оркестром под руководством главного дирижера Аима Шаахмаметьева и гостем из Италии – известным музыкантом-саксофонистиом Марио Чачо. Мэтры сакфофона признают, что Марио – большой специалист в исполнении современной музыки и мировых премьер в том числе.

Марио – победитель 12 конкурсов в Италии, Европе, Америке, частый гость на самых престижных мировых фестивалях, проходящих в разных концах света. Но звездная болезнь это не о нем. Марио веселый, очень симпатичный и позитивный человек, который с юмором относится ко всем перипетиям. Это его жизненное кредо. Музыкант рассказывал о своей влюбленности в саксофон, лукавил насчет поклонниц, восхищался новосибирскими музыкантами и публикой.

– Марио, как вы чувствуете себя в Сибири? Каковы ваши впечатления от общения с нашими музыкантами?

– Если вы хотите знать мое искреннее мнение о Новосибирском камерном оркестре – то я скажу: оркестр просто потрясающий! Это удивительно! У нас сегодня третий день репетиции, но за эти три дня мы отыграли на «отлично» произведения, которые еще совершенно свежие, написанные, как говорится, с листа – это пять мировых премьер, которые я лично попросил написать композиторов для вашего Сибирского фестиваля. Изначально, когда велись переговоры, была идея показать музыку Венеции, сконцентрироваться именно на Венеции. Но потом возникла идея написания музыки специально для оркестра, для фестиваля, и всё это получилось! Конечно, я очень переживал, как это будет – новая музыка, оркестр, дирижер... Но уже с первых звуков стало понятно, что уровень музыкантов настолько высок, что за тот небольшой, но плодотворный период репетиций можно собрать всё в единое целое, и это получается здорово.

– Саксофон – бренд этого фестиваля. Но он зачастую воспринимается обычным зрителем как соло-инструмент. Ваше мнение...

– Саксофон настолько уникальный духовой инструмент, что можно говорит о его очеловеченности. В плане звука, прежде всего. Сажу более: каждый саксофонист может сделать звук индивидуальным. В джазовой музыке, например, когда профессионалы слушают тот или иной саксофон, они не глядя могут определить, кто играет. А еще саксофонисты иногда используют связки, и таким образом в звуках появляются индивидуальные нотки. Наконец, многообразные тембры в инструменте тоже определяют манеру игры музыканта. Поэтому, наверное, и считают этот инструмент очень личным. Безусловно, саксофон стоит особняком, поэтому, играя на нем, вы можете достичь разных высот. Вы можете играть и классику, и джаз, и фанк – всё что угодно! На одном инструменте – саксофоне, это вполне доступно, в отличие от других, Доказательство тому – программа Siberian Sax Fest. Есть фестивали, посвященные, например, кларнету, гитаре. Все участники играют по-разному, но стиль у них примерно один и тот же. Здесь же вы можете провести невероятно интересное путешествие в рамках фестиваля, узнать больше о саксофоне, услышать его со всех сторон!

– А еще саксофон овеян ореолом романтики. Считается, что саксофонисты пользуются большим женским вниманием, нежели другие музыканты. У них больше поклонниц. Это правда?

– Еще в детстве я решил, что буду серьезно заниматься музыкой, увлекся классикой. Но когда включаешь телевизор и видишь, что по одному каналу саксофон играет джаз, по другому – это «Болеро» Равеля, когда слышишь звучание саксофона в составе классического оркестра, а далее, переключая каналы, – битбокс, фанк, блюз, то тебя накрывает волна восторга. И меня заинтересовало, как такое возможно: инструмент один, а звучание совершенно разное. И когда я понял, что это действительно один и тот же инструмент, что не надо ничего откручивать, привинчивать или что-то еще, и при помощи его можно так, за две секунды, меняться, я четко определился с выбором. Еще в школе мне предложили несколько инструментов, в числе которых был саксофон. И когда я выбрал с саксофон, поверьте: последнее, о чем я думал, – что стану суперменом и благодаря инструменту меня будут окружать прекрасные женщины. Я играю на саксофоне, потому что с ним я могу меняться. Я могу с одним и тем же инструментом делать разную музыку. И в этом я счастлив.

– Марио, это всё прекрасно – и про саксофон, и про исполнение. Но вы так и не рассказали о поклонницах...

– С поклонницами не складывается (смеется). И при чем тут саксофон? Я не так уж красив, тут даже саксофон не спасает. Но я не унываю – я же итальянец!

– Как вы оцениваете размах фестиваля?

– Ваш Siberian Sax Fest можно смело вписывать в топ, потому что уже с первого раза, с первой попытки, вам удалось пригласить и вписать в программу таких выдающихся исполнителей как Симон Дирик, Арно Борнкамп, Юри Хонинг... А Эрни Отс! Ведь это жемчужина джазового исполнения! Он несет на себе тот флер джаза, который покоряет слушателей, он лучший в этом направлении! И вот все они здесь – в Новосибирске, в одной программе, в одном буклете. Безусловно, это топ-уровень.

Так всё и произошло, как сказал наш собеседник, саксофонист с мировым именем – Марио Чачо: Фестиваль прошел с реализацией билетов свыше 100%, став, таким образом, самым успешным фестивальным проектом Новосибирской государственной филармонии!

***

В дни фестиваля в фойе государственного концертного зала имени Арнольда Каца работала выставка «Танго под дождем» Игоря Соби. Новосибирский художник прославился как автор оригинальных картин, сшитых из лоскутов разноцветной кожи. Композиция «Танго под дождем» составлена из работ, навеянных идеей фестиваля. Художник приготовил небольшие подарки участникам фестиваля. Вот и Марио увез на родину свой портрет в исполнении Игоря Соби и несколько его персональных работ.

Фото: В. Дмитриев

Досье «Бумеранга»

Марио Чачо, саксофон. Окончил с максимальным баллом Музыкальную консерваторию В. Беллини. Продолжил обучение в Миланской Музыкальной Академии у Маэстро Марио Марци и Европрейском университете саксофона в Гапе у таких мастеров как К. Делангль, К. Верт, Ж.Д. Миша, П. Бракар, В. Давид. Затем три года учился в Париже у саксофониста Фабрицио Манкузо (квартет Хабанера). Получил Французский Диплом по классу саксофона с отметкой «отлично». С максимальным баллом окончил аспирантуру по классу саксофона в Консерватории Ф. Бонпорти.

Марио Чачо – победитель 12 конкурсов на международной сцене. Он тесно сотрудничает с оркестрами и музыкальными ансамблями, такими как: Оркестр Гайдна ди Бользано е Тренто, Оркестр Синфоника Сицилиана, Оркестр современной музыки Палермо, Филармоника Франко Феррара, Академия Новой музыки Больцано, Миланский Траэторрие Соноре, Олд тайм джаз Оркестр, Арс Музика, Театро Массимо ди Палермо, Городской театр Больцано, Театр Санта Кьяра Тренто. Более 200 концертов Марио Чачо сыграл с камерными ансамблями, включая Саксофонный квартеты Сикании, Баларма, Саксет, Hello Mr Sax и дуэтом Чачо-Бонано. В составе Современного Саксофонного Квартета гастролировал в Нидерландах, Франции, США. Преподает игру на саксофоне в Музыкальной Школе К. Еккера в Клес (г. Тренто). В прошлом году был приглашен в США в рамках специальной программы, посвященной Современной саксофонной музыке, с произведениями Берио, Шелси, Коласанти, Роса, Гидони, Панграцци. В мае 2009 года играл с Саксофонным Квартетом в Париже на Ателье Сельмера. В ноябре – в Израиле, в Тель-Авиве. В Апреле 2011 года Фонд Современной Музыки пригласил его в Хьюстон, а в Августе 2012 – в Тайвань для мастер-классов и концертного турне.
Лилия Вишневская, газета Бумеранг

Наверх