Красноярская Фортепианная Феерия
С 5 по 7 апреля в Малом зале Краевой филармонии проходил I Международный Красноярский фестиваль фортепианных дуэтов. Статус международного нынешний фестиваль обрёл благодаря участию в нём пианистов из Канады. Фестиваль проводится во второй раз, но в музыкальных кругах города он уже получил признание, став важным событием в культурной жизни столицы края.
Необыкновенно насыщенным оказался первый фестивальный день. Блистательно исполненная новосибирским дуэтом Геннадий Пыстин – Дмитрий Карпов «Охота на льва» Р. Келлера в обработке Е. Лаука и Д. Карпова с первых минут задала приподнятую праздничную атмосферу всему фестивалю. Выступили гости из Железногорска – фортепианный дуэт Т. Дружинина – Т. Петрова, фортепианный квартет И. Кузнецова, Т. Кичерова, Н. Аксёнова, Е. Чапала. Блистали дуэты из Красноярской академии музыки и театра: Л. Беспалова – С. Марин, Д. Приходько – Э. Маркаич.
Большое впечатление произвёл московский дуэт Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского, исполнивший несколько разноплановых произведений, в том числе знаменитые «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» и три танго Астора Пьяццоллы. Канадский дуэт – Анна-Луиза и Эдвард Тюржон великолепно представил Сонату си минор Ф. Листа в транскрипции К. Сен-Санса и три романса К. Гуаставино, преподнесённые особенно трепетно и красочно. Кульминацией программы первого дня фестиваля, пожалуй, стала Фантазия Виллберга на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» для двух фортепиано в восемь рук – канадский и новосибирский дуэты покорили выразительными контрастами страстной испанской ритмики и проникновенного лиризма. Талант и слаженная игра звёзд фестиваля вызвала бурные овации зала.
В заключительном концерте прекрасным партнёром солистов стал Красноярский академический симфонический оркестр (дирижёр Александр Косинский). В первом отделении И. Силиванова и М. Пурыжинский исполнили концерт В. А. Моцарта ми-бемоль мажор для двух клавиров с оркестром, придав этой бессмертной музыке ясное и радостное звучание. Ре-мажорный концерт Ф. Пуленка для двух фортепиано с оркестром, блистательно исполненный дуэтом Тюржонов, многократно усилил ощущение праздника — игра канадских гостей была столь эмоционально изыскана, страстна и нежна одновременно, что зал вполне смог ощутить на себе атмосферу Парижа
Во втором отделении на сцене происходила настоящая феерия. Концерт-аллюзия «Как поживаешь, старушка Вена?» для двух фортепиано с оркестром на темы из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса в обработке новосибирского композитора А. Попова был подан Г. Пыстиным и Д. Карповым вместе с оркестром как маленький музыкальный спектакль, в котором чудеса виртуозного пианизма сочетались с остроумной актёрской игрой. Надев маски, цилиндры и прихватив изящные трости, пианисты непринуждённо перевоплощались в персонажей эпохи Штрауса, азартно вовлекая в действо весь зал. Артисты много двигались по сцене, убегали и возвращались, пили шампанское, угощая им оркестрантов и дирижёра, пели, заигрывали с дамами, а в перерывах между всем этим «безобразием» успевали с блеском исполнять свои фортепианные партии. Завершался необыкновенный концерт «Танцем с саблями» А. Хачатуряна в исполнении оркестра и трёх звёздных дуэтов в двенадцать рук.
Будем надеяться, что фестиваль фортепианных дуэтов надолго «пропишется» на Енисее.
Татьяна Коморовская, Евгений Лаук, «Музыкальная жизнь» № 4, 2012