Клавикорд заставил затаить дыхание

13 августа 2005
В четверг вечером в переполненной музыкальной галерее Новосибирской филармонии состоялся концерт лауреата международных и российских конкурсов Станислава Греса. В программе «Из глубины веков» он исполнил клавирные сочинения эпохи Возрождения и раннего барокко, доведя слушателей, как показалось корреспонденту «Ъ» Ирине Ульяниной, до состояния максимального интеллектуального напряжения.

Музыка доклассической эпохи (XVI–XVII веков) долгое время была предана забвению, не вызывая интереса ни у исследователей, ни у исполнителей. Станислав Грес, выпускник Новосибирской консерватории, а ныне аспирант Московской консерватории, убежден, что именно ранняя музыка таит в себе массу открытий. Его сольный вечер в Новосибирской филармонии обошелся без какого–либо декорационного антуража вроде подсвечников, рассеивающих полумрак и стилизующих пространство в духе галантного века. Зато инструменты — клавесин работы голландского мастера Фреда Беттенхаузена и клавикорд англичанина Дэйвида Болтона — это точные копии подлинников. Станислав Грес играл в аутентичной манере, в той тональности и темпах, что были предложены авторами. По мнению солиста, аутентичность — не просто вежливый реверанс, а единственная возможность донести раннюю музыку до слушателей без искажений, во всей ее полнозвучной красоте. Концерт подтвердил его правоту: старинные произведения воспринимались столь же изощренными технически и, уж очевидно, гармонически более стройными, чем современная симфоническая музыка.

Первое отделение вечера Станислав Грес посвятил итальянской клавирной музыке, сыграв ричеркары и канцоны Марко Антонио да Болонья Каваццони и его сына Джироламо Каваццони. Ричеркары исполнялись на клавесине, а канцоны — на клавикорде. Последний, предназначенный для домашнего музицирования, обладает тихим, но чрезвычайно задушевным и выразительным звучанием, отдаленно напоминающим струнные. Публике приходилось затаивать дыхание, чтобы расслышать каждый звук. В программу вошли также токкаты Клаудио Меруло и пьесы Джованни Сальваторе. С большим чувством господин Грес преподнес партиту из 11 частей Джироламо Фрескобальди, написанную на тему песни La Monica о девушке, которую насильно проводили в монастырь.

Второе отделение — «Итальянские влияния по ту сторону Альп» — открыли токкаты Иоганна Якоба Фробергера, родившегося в Германии, а состоявшегося как композитор во Франции. Современники отмечали, что в нем мало немецкого духа, он слишком импульсивен. Зато клавирная музыка господина Фробергера обладает мощью и размахом органного звучания. А когда Станислав Грес играл темпераментную Прелюдию соль минор Дидерика Букстехуде, бывшего в XVII веке главным органистом собора в Любеке, стало понятно, почему юный Иоганн Себастьян Бах ходил пешком на его выступления из Лейпцига. Произведение сочетает строгие полифонические построения с вольными импровизационными фрагментами, смелыми для того времени, предполагающими артистичность исполнителя.

Завершило концерт исполнение баховской Сонаты ре минор, написанной для соло скрипки, а впоследствии переложенной автором для клавира. Оно стало лучшим доказательством универсальности клавесина, которому подвластны самые сложные музыкальные высказывания.
Ирина Ульянина, www.kommersant.ru

Наверх