Гинтарас Ринкявичус: «В этом сезоне Новосибирский академический симфонический оркестр исполнит симфонию на темы Queen»

5 октября 2010
«Континент Сибирь» №38 (680), Октябрь 2010 года Новосибирский академический симфонический оркестр открыл 55-й концертный сезон 18 сентября, в день рождения своего основателя и на протяжении полувека главного дирижера Арнольда Каца. Четвертый сезон коллективом руководит литовский маэстро ГИНТАРАС РИНКЯВИЧУС. За это время оркестр предпринял несколько гастрольных поездок за границу, в том числе выступил в одном из лучших концертных залов в мире «Тонхалле» в Цюрихе. До официального начала сезона оркестр принял участие в фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале», на открытии которого оркестром дирижировал народный артист СССР Владимир Спиваков. О стратегии формирования репертуара и планах на будущее маэстро Ринкявичус рассказал корреспонденту «КС» МАРИНЕ МОНАХОВОЙ. — Расскажите о вашей поездке в Иркутск — Это был очень напряженный тур: за три дня, с 6 по 8 сентября, мы дали там три концерта с совершенно разной программой. Каждый раз выступали с известными солистами — Денисом Мацуевым, Вадимом Репиным, Александром Князевым. В это же время в Иркутске проходил Байкальский экономический форум, и я знаю, что наши концерты посетили председатель Совета Федерации Сергей Миронов и руководитель администрации президента Сергей Нарышкин. Без лишней скромности могу сказать, что поездка была крайне удачной. Мы получили много комплиментов и от солистов, и от Владимира Спивакова. Следующая гастрольная поездка предстоит уже в конце сентября: оркестр отправится в Тюмень, чтобы выступить на фестивале Дениса Мацуева Crescendo. — Симфонический оркестр — по своему статусу, по природе коллектив довольно консервативный. Как вы считаете, нужно ли оркестру замыкаться в своем величии или стоит предпринимать смелые шаги, чтобы заинтересовать новую публику? — Оркестр не должен бояться показаться излишне смелым. Во всем мире есть такая проблема: симфонической музыкой интересуется очень возрастная публика. Видимо, это связано с тем, что потребность в настоящих культурных событиях просыпается у людей в позднем возрасте. Но я считаю, что чем больше молодой публики будет на наших концертах, тем лучше. — Какие эксперименты вы планируете осуществить в этом направлении с нашим оркестром? — Один из подобных проектов мы уже реализовали, когда здесь с оркестром выступил «Терем-квартет». В ноябре Новосибирский академический симфонический оркестр исполнит симфонию на темы Queen, написанную близким другом Фредди Меркури Толга Кашифом. Идей у меня много, прежде чем представить их в Новосибирске, я апробирую эти проекты в Вильнюсе. Например, там мы делали программу музыки Джорджа Майкла: нашли солиста, сделали оркестровую аранжировку песен и исполнили на открытом воздухе с большим успехом. Было выступление оркестра со Scorpions, была программа мюзиклов. На Новый год я планирую представить в Литве концерт музыки Майкла Джексона, уже заказана аранжировка. В Новосибирске хочу усиливать эту тенденцию. Но в этом деле, конечно, необходимо знать меру, ведь наша миссия — академическая музыка. Для того чтобы приблизить публику к пониманию оркестра, чтобы люди не боялись впервые прийти на симфонический концерт, нужно делать такие популярные программы. А с опытом у слушателя появится и понимание того, что академическая симфоническая музыка — явление не менее интересное и живое, чем более легкие для восприятия популярные сочинения. — Что произойдет с оркестром, если дирижер собьется? У вас бывали такие случаи? — Да, бывали. Я дирижировал «Времена года» Вивальди. Как известно, это четыре инструментальных концерта, каждый в трех частях. Мы сыграли первую часть «Лета», и я подумал, что дальше уже будет «Осень». (Смеется.) И начал дирижировать форте-фортиссимо, то есть как будто дальше будет громкая музыка. А оркестр заиграл тихую вторую часть «Лета». Вряд ли кто-то в зале заметил, что на сцене произошло что-то странное, но оркестр, конечно, заметил. К счастью, таких ошибок, после которых оркестр рассыпается, я не совершал, но опасность сохраняется всегда, потому что это живая музыка, живая материя, а человеку свойственно ошибаться. — Вы играете на электрогитаре, ездите на мотоцикле и так дирижируете симфонии Малера, что сразу возникает ощущение: вы человек бескомпромиссный, стремящийся к экстремальным ощущениям… — На электрогитаре я играл всего раз — на праздничном концерте в честь моего дня рождения, когда мне исполнилось 50 лет, к сожалению. На мотоцикле да, я езжу. А по поводу бескомпромиссности в музыке могу определенно сказать: иначе просто невозможно. На мой взгляд, есть две сферы, в которых не может быть демократии, — это дирижирование и армия. Я имею в виду художественные вопросы, потому что между людьми могут быть самые теплые дружеские отношения, но когда человек становится за пульт — все должно быть подчинено его воле, иначе не получится серьезного художественного результата. — Правда ли, что вас приглашали в Европу, но вы предпочли Новосибирск? — Правильно будет сказать, что я предпочел не город, а симфонический оркестр. Новосибирский оркестр — коллектив очень высокого уровня, а для дирижера, лично для меня, очень важно, чтобы те художественные цели, которые я ставлю, были достигнуты. Я дирижировал очень многими оркестрами как в России, так и за рубежом, и многие из них не могли реализовать мою интерпретацию. Новосибирский оркестр может. — Общаетесь ли вы с новосибирской публикой? — К сожалению, на это не хватает времени. График моего пребывания в Новосибирске очень плотный. И в отношениях с новосибирскими слушателями главное для меня — огромное сожаление о том, что возможности площадок, на которых выступает оркестр, не дают слушателям в полной мере оценить класс коллектива, услышать и прочувствовать все нюансы. Это болезненный вопрос, и я очень жду, когда в городе появится концертный зал, в котором мы сможем в полной мере оценить класс нашего симфонического оркестра. Я был бы счастлив исполнить на открытии зала Восьмую симфонию Малера — грандиозное сочинение, которое также называют Симфонией тысячи участников.

Наверх