В рамках форума музыкант также выйдет на сцену вместе с виолончелисткой Гиедре Дирванаускайте и Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Лио Куокмана: 22 марта в их исполнении прозвучит Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Филипа Гласса.
21 марта в Новосибирске состоится творческая встреча с Гидоном Кремером, она войдет в программу специального проекта Транссибирского Арт-Фестиваля «Академия Арт-журналистики». Музыкант выступит в программе фестиваля впервые.
20 марта впервые в Новосибирске прозвучат 24 прелюдии Мечислава Вайнберга в переложении для скрипки Гидона Кремера. Музыкант несколько раз исполнял их в рамках проекта «Прелюдии к ушедшему времени» одновременно с демонстрацией работ классика советской литовской фотографии Антанаса Суткуса.
В оригинале прелюдии были написаны для виолончели и предназначались для Мстислава Ростроповича. Гидон Кремер сделал переложение пьес для скрипки, дал каждой новое имя и исполняет их без перерыва, превращая их звучание, по мнению критики, «больше чем в цикл — в цельную, строгую, по-шубертовски текучую форму».
В программу концерта также войдут сочинения Альфреда Шнитке: Фортепианный квинтет и Фортепианный квартет – своеобразное сочинение «с секретом», в основе которого – неоконченное произведение Густава Малера, которое Шнитке завершил.
Опусы прозвучат в исполнении Гидона Кремера и музыкантов, выступающих как с оркестром Кремерата Балтика, так и в его составе – Агаты Дарашкайте, Гиорги Загарели, Гиедре Дирванаускайте и Андрюса Жлабиса.
Мечислав Вайнберг – один из крупнейших советских композиторов, чье имя несколько десятилетий пребывало в забвении. Композитор был близок с Дмитрием Шостаковичем, считал себя его учеником, хотя формально у него не учился. Шостакович высоко ценил талант Вайнберга: доверял ему мировые премьеры своих сочинений, посвятил ему свой Десятый квартет. Именно Шостакович писал ходатайство об освобождении Мечислава Вайнберга из Бутырской тюрьмы, когда тот был арестован в связи с «Делом врачей» в феврале 1953 года.
Вайнбергом написано более 20 симфоний, 17 квартетов, несколько опер, множество камерных сочинений. Они звучали в исполнении лучших отечественных музыкантов — Давида Ойстраха, Рудольфа Баршая, Мстислава Ростроповича, Геннадия Рождественского, Квартета имени Бородина и других. Широко известна киномузыка Вайнберга: она звучит, например, в ленте «Летят журавли» и в мультфильме «Винни-Пух».
Начиная с 2010-го года, когда один из крупнейших мировых оперных фестивалей в городе Брегенц полностью посвятил свою программу сочинениям Вайнберга и представил мировую сценическую премьеру оперы «Пассажирка» (почти через 40 лет после ее создания), началось постепенное возвращение его музыки в концертные залы. В 2019-м году мир отметит 100 лет со дня рождения композитора.
Гидон Кремер – всемирно известный скрипач, один из самых оригинальных артистов своего поколения. Ни один другой солист сопоставимого международного уровня не сделал больше для продвижения современных авторов и новой музыки для скрипки. Ему посвящено множество современных сочинений.
Имя музыканта тесно связано с именами таких композиторов как Альфред Шнитке, Арво Пярт, Гия Канчели, София Губайдулина, Валентин Сильвестров и многих других. Гидон Кремер записал более 120 альбомов, многие из которых получили престижные международные награды. В 1997 году музыкант основал камерный оркестр Кремерата Балтика чтобы оказывать содействие развитию выдающихся молодых музыкантов из стран Балтии.
Концерты Пятого Транссибирского Арт-Фестиваля, возглавляемого Вадимом Репиным, пройдут с марта по июль 2018 года. Российская часть Фестиваля прозвучит с 9 марта по 13 мая и включит в свой маршрут Новосибирск, Красноярск, Москву, Санкт-Петербург и Самару.
По традиции не останутся без внимания малые города Новосибирской области, список которых в этом году существенно расширился: Бердск, Академгородок, Краснозерское, Тогучин, Карасук. Зарубежная часть маршрута пройдет в США и Японии в июне и июле.
Ключевой точкой в географии фестиваля остается Новосибирск – родной город художественного руководителя проекта. Один из ключевых его участников – Новосибирский академический симфонический оркестр. Вадим Репин неоднократно подчеркивал решающую роль, которую сыграл коллектив в осуществлении замысла Транссибирского арт-фестиваля.
Главной площадкой фестиваля неизменно остаётся Государственный концертный зал имени Арнольда Каца – новый зал филармонии, открывшийся в 2013 году и, по словам Вадима Репина, ставший одним из необходимых условий в осуществлении идеи фестиваля.