Где искать перо Жар-птицы

9 декабря 2014
В анонсе фестиваля «Классика», который открылся в пятницу в Новосибирской филармонии, сказано: «Фестиваль начинается с кульминации», то есть с самых сильных впечатлений. Так и было на самом деле, потому что первый концерт программы на сцене Государственного концертного зала имени Каца дали камерный ансамбль «Солисты Москвы» и его художественный руководитель, дирижер и солист Юрий Башмет. Выдающийся, всемирно известный музыкант, с триумфом возвративший альту репутацию солирующего инструмента, Башмет в Новосибирске, к сожалению, бывает не часто, поэтому каждое его выступление (до сих пор в памяти Styx Гии Канчели в оперном), как и живое общение, — подарок.

«Вам есть чем гордиться» 

Артистизм, харизма этого человека на сцене и в жизни покоряют с первых мгновений, а еще нескончаемое стремление опекать и поддерживать растущие таланты. При совершенно «беспросветном» графике — впереди были репетиция и концерт — маэстро успел побывать в Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже) и послушать в исполнении оркестра часть симфонии Шуберта и тройного концерта Бетховена, поговорить с ребятами. Извинившись перед журналистами за опоздание, Башмет объяснил:

— Все нелегко: смена временных поясов такова, что я сейчас не совсем адекватно сам себя воспринимаю. Прилетев из Шанхая, три часа поспал в Москве, и вот теперь оказался здесь. Для меня очень престижно выступать в этом знаменитом своими музыкальными достижениями городе. Вам есть чем гордиться. Я имею в виду воспитанных здесь всемирно известных музыкантов. Я с ними дружу, общаюсь, иногда вместе выступаем. Кроме того, довольно много по жизни каких-то моментов и воспоминаний связывают меня с Кацем, Вадимом Репиным, Максимом Венгеровым.

Также Юрий Абрамович признался, что не может не относиться к Новосибирску по-особому, так как здесь нашлась его знаменитая сурдинка (приспособление, скрадывающее эффект «волчка» — вибрирующего звучания отдельной ноты). Он когда-то потерял ее на концерте не то в Турции, не то в Греции, и потом, когда после выступления в Новосибирске в артистической зашла речь о потере, один из музыкантов сказал, что подобрал какую-то, играя в оркестре за рубежом. Это оказалась та самая сурдинка!..

Счастливая стезя

Юрию Башмету принадлежит шутливая фраза: «Мой быт обеспечивает стюардесса», поэтому в его мире трансконтинентальных перелетов и вечного гастрольного движения партнеры по сцене — самые близкие люди. Об ансамбле «Солисты Москвы»:

— Это уже, можно сказать, семья, я с ними концертов больше играю, чем сам соло или с другими коллективами. Причем процентов семьдесят музыкантов работают тут со дня рождения коллектива. Текучесть очень маленькая… Если и были какие-то уходы, то, простите меня, дамы, только из-за женщин. Один вынужден был уйти, плакал просто: «Она сказала, что если я не поеду в Америку, то она не будет со мной жить дальше». В другом случае контрабасист женился на итальянке. И он не хотел уходить. Он говорил мне: «Я буду приезжать из Милана». Я отвечал: «А если завтра у нас ответственный концерт, незапланированный. Ну как ты из Милана доберешься?»

Но главная особенность «Солистов Москвы», мне кажется, состоит в том, что они не работают в других коллективах. Почему плохо, допустим, работать еще и в других коллективах? Потому что хочешь не хочешь — ты переносишь какую-то исполнительскую информацию оттуда или туда, и тогда теряется лицо. В симфоническом оркестре подобное допустимо. Так у меня и происходит с «Новой Россией». Раз в неделю приезжает другой дирижер, делает другую программу, это нормально. Там, если заболеет скрипач, этого, условно говоря, никто и не заметит. А здесь каждый человек на вес золота: если вдруг не заиграет один из пятерых, то уже четыре скрипки будут звучать по-другому, прямо скажем, хуже. Потому что есть какой-то неписаный закон, я его только эмпирическим путем могу констатировать: нечетное количество инструментов звучит лучше, чем четное. Например, три скрипки звучат лучше, чем четыре. Но пять звучат лучше, чем три и четыре…

Кроме того, отличает, я думаю, наш коллектив и то, что музыканты не знают, что произойдет на концерте. Вот выходят на сцену и не в курсе, в каком темпе они заиграют, где будет акцент. То есть я и себя, и их заставляю бесконечно импровизировать, потому что иначе не будет интереса и ответственности. Но для того чтобы импровизировать, нужно очень хорошо быть подготовленным. Должна быть база. Как говорят в цирке: клоун должен уметь ходить по канату лучше, чем канатоходец, то есть делать вид, что падает, а на самом деле быть виртуозом. А вообще я думаю, что счастлив тот, кто на сцене абстрагируется и уходит в какую-то эту самую импровизацию от повседневной жизни. Счастливая специальность у моих коллег!

Сила классики

Он и в специальной музыкальной школе, как выяснилось, говорил ребятам приблизительно о том же:

— Поскольку времени на настоящий мастер-класс не было, единственное, к чему я их призывал, — чтобы они ушли от автопилота, то есть чтобы каждая нота имела смысл и значение. Чтобы внимательно смотрели в ноты и задавали себе вопросы. Ответы не обязательно получатся правильные. Но если станешь сам себе задавать вопросы, то будешь находиться в творческой атмосфере. И в конце концов ухватишь перо Жар-птицы. А если будет автопилот, тогда слушатели выключат телевизор или вообще не придут на концерт.

На вопрос об облагораживающем влиянии музыки, и в частности ее возможности повлиять на сегодняшнюю ситуацию в мире, музыкант ответил:

— Честно говоря, я не могу взять на себя такую ответственность. Конечно, красиво звучит: «Искусство спасет мир. И тем более музыка»… Но что я ответственно могу сказать: классическая музыка переживет любые войны и любые невзгоды. Это точно. Тут вы со мной не сможете поспорить, потому что Баха до сих пор исполняют и слушают с удовольствием, и Брамса, и Чайковского. Во все времена это было общечеловеческой ценностью, намного сильнее всего остального. Ведь классическая музыка как раз говорит о жизни в целом, в космическом ее смысле. Говорит о человеке, о жизни и смерти, хорошем и плохом, о любви и ненависти. Но сказать, что это такое орудие мощное... Не знаю… Если посадить всех, скажем так, начальников и сыграть им Шестую симфонию Чайковского, они что, дадут команду немедленно прекратить военные действия?!.. Но если такой шанс есть, то мы готовы.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир КАЛУЖСКИЙ, художественный руководитель Новосибирской филармонии: — Концепция фестиваля трактует понятие «классика» динамично и широко. Ведь это не только стиль XVIII века, но и любая музыка, ставшая образцом, вершиной. Например, сочинения Шнитке — это безусловная классика XX века, а музыка японских компьютерных игр — это возможная классика будущего.

СПРАВКА

Завтра в рамках международного музыкального фестиваля «Классика» состоится концерт легендарного французского аккордеониста Ришара Гальяно. Совместно с Камерным оркестром Новосибирской филармонии он исполнит переложение знаменитых концертов Вивальди «Времена года» для аккордеона и струнного оркестра. Новосибирск станет первым российским городом, в котором одно из самых популярных сочинений в истории мировой музыки прозвучит в переложении для аккордеона.
Татьяна Шипилова, sovsibir.ru

Наверх