Французское с новосибирским

3 апреля 2014
«Фантастическая симфония» оказалась подходящим звуковым логотипом для Транссибирского арт-фестиваля

1 апреля, центр Новосибирска. Культурные обозреватели крупнейших европейских газет в твидовых пиджаках прыгают по лужам. Свои шубы, привезенные для противостояния сибирским морозам, они оставили в отеле: на улице +19, и обозреватели не без восхищения вынуждены признать, что у них на родине — в Париже, Берлине, Мюнхене — погода сейчас не столь благожелательна.

На подходе к площади Ленина немецкий PR-менеджер Филип Криппендорфф отвечает на вопрос корреспондента «Известий», каким образом в Die Welt могут появиться статьи о фестивале классической музыки в российской провинции.

— Если бы такой фестиваль проходил где-нибудь в Германии, про него ни в коем случае не написали бы. Сибирь другое дело: репортажи будут читаться взахлеб — в рубрике «Экзотика», — отвечает опытный PR-менеджер.

Легендарный дирижер Кент Нагано тоже воспринял приглашение от Вадима Репина по разряду фантастики (не потому ли выбрал для Новосибирска «Фантастическую симфонию» Берлиоза?). Но все же прилетел, выкроив один день между концертом в Мадриде и репетициями в Берлине. Из-за его графика Транссибирский арт-фестиваль открылся в понедельник, благо что на заполненность 1100-местного Концертного зала имени Арнольда Каца это никак не повлияло.

Пожалуй, самой большой радостью визит американского маэстро с японскими корнями стал для местного симфонического оркестра. В московских залах сейчас не увидишь таких мощных и синхронных движений первых скрипок, откидывающихся под воздействием волны, посланной дирижером. Расходясь после репетиции, обычно ироничное племя оркестрантов ограничилось восхищенными вздохами «вау».

Конечно, никакое взаимопонимание не заменит пяти репетиций, которых у Нагано не было. Расхождений в темпах полностью избежать не удалось. В «Испанской симфонии» Лало оркестр не поспевал за рвущимся вперед Вадимом Репиным, который, не променяв сцену на лавры худрука фестиваля, собирается сыграть девять концертов в течение двух недель.

В «Фантастической симфонии» мелкие несовпадения между группами тоже были, но это едва ли не единственный упрек, который можно предъявить оркестру. Показав в первой части техническую надежность и зрелость звука, к четвертой и пятой частям музыканты переродились в азартный коллектив, способный на сильные жесты и сокрушительную динамику. Кент Нагано и новосибирцы представили «Фантастическую…» примерно так, как она воспринималась при своем появлении в 1830-м году — как музыкальную революцию, громогласную и бескомпромиссную.

Во время оваций на сцену понесли тяжелые корзины. Диктор зачитывал, вызывая волну улыбок в зале: «Цветы от исполняющего обязанности губернатора», «Цветы от исполняющего обязанности мэра». Все, кто знает, насколько культурные проекты в российских регионах завязаны на административном ресурсе, ждали неизбежных проблем из-за турбулентности в местной власти. Выборы мэра пройдут в разгар фестиваля, а губернатор был уволен президентом за полмесяца до его начала.

Но ресурс Репина оказался сильнее: сам скрипач подтвердил «Известиям», что фестивальные планы не были нарушены из-за политики, а примерно 50 млн рублей, обещанных областными властями, дошли до оргкомитета.

Расстановку сил наглядно продемонстрирует Ольга Голодец. Собираясь в Новосибирск по государственным делам, она выразила желание прийти на концерт фестиваля. Но в соответствующий день единственным концертом будет выездное выступление Вадима Репина с пианистом Андреем Коробейниковым в маленьком городке Бердске. Теперь власти городка спешно готовятся к первому в его истории визиту вице-премьера федерального правительства.

Авантюра, которой новосибирские музыканты заразили Репина, а он — Кента Нагано, Валерия Гергиева, Ольгу Бородину, Йохана Кобборга и других своих звездных друзей, с какой-то непривычной скоростью претворяется в жизнь. Порой даже кажется, что процесс форсируют: такая музыкальная роскошь на мрачноватом общегородском фоне напоминает езду на мерседесе по проселочному тракту. Но, слушая рядовых сибирских оркестрантов, понимаешь, что они уже давно заслужили этот мерседес — хотя бы в виде метафоры.

Ярослав Тимофеев, газета «Известия», 3 апреля 2014

Наверх