Дорогу молодым!

3 июня 2015
Новосибирская филармония познакомила зрителей с молодым поколением музыкантов Сибири. Целое созвездие ярких, талантливых, креативных, успешных и по-хорошему амбициозных личностей вместила сцена концертной программы «Поколение Next»

Ты — звезда, давай народ удиви!

Поколение Y, поколение Миллениума, поколение Пепси, «сетевое» поколение — как только ни называют молодых людей, родившихся в период с 1981 по 2000-е годы. Однако не стоит связывать понятие «молодежь» с чем-то непременно дерзким и бездуховным — молодое поколение в первую очередь продолжает традиции, заложенные в свое время еще эвакуированными во время Великой Отечественной войны музыкантами ленинградской филармонии. Но при этом, конечно, молодым музыкантам не чужды эксперименты, а если действительно и свойственна дерзость, то от творческого вдохновения.

Концертная программа «Поколение Next» не только открыла новые или показала уже известные имена, но и представила широкий спектр музыкальных инструментов. Самый необычный продемонстрировал Александр Шестаков. Основные материалы, из которых изготовлен его трубофон, — пластиковые водопроводные трубы и саморезы. На нем можно сыграть практически все что угодно, но, как шутит сам его создатель, — теоретически далеко не все, ибо руки только две. Ну а если серьезно, то у трубофона просто не слишком большой диапазон, хоть каждая из труб и дает звук определенной высоты. Трубофон — пожалуй, самый современный инструмент, причем единственный в Сибири. Его в буквальном смысле вывезли на сцену. Трубофон весь светится и звучит грандиозно и завораживающе, особенно если учесть репертуар, сыгранный на трубофоне в тот вечер, — попурри из музыки к кинофильмам.

Пластик, из которого сделаны трубы, имеет свойство резонировать. Это можно проверить даже дома, постучав ладошкой по трубе от пылесоса (Александр, правда, стучит специальной битой, у которой довольно замысловатое название). Подобных инструментов у музыканта, по его словам, уже четыре, и с каждым разом он только совершенствует свое изобретение. Трубофон хоть и неповторим, однако ж имеет конкурентов. Так, месяц спустя после программы «Поколение Next» в Новосибирской филармонии состоялся шоу-концерт «Музыка ритма», где играли… на кастрюлях и сковородках!

Стало тесно — примерь другое амплуа

Еще один из учеников основоположника школы ударных инструментов в Новосибирске, заслуженного артиста России, профессора Владимира Сурначева — Сергей Нохрин. Выпускник Новосибирской консерватории, лауреат многочисленных международных конкурсов, Сергей Нохрин является не только артистом симфонического оркестра Новосибирской филармонии, но и активно концертирующим музыкантом-солистом. Кроме этого, Сергей Нохрин — приемник своего учителя Владимира Сурначева и продолжает его дело в воспитании и подготовке исполнителей на ударных инструментах в Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже). Как раз ансамбль ударных инструментов НСМШ (колледжа) под управлением Сергея Нохрина и был представлен в программе «Поколение Next». В ансамбль вошли победители всероссийских и международных конкурсов Егор Веселовский, Илья Кучеров и Николай Конаков.

Студенты НСМШ (колледжа) в тот вечер заигрывали не только друг с другом, но и с маримбой. Особенно поразил Егор: это не просто ударник, а человек-оркестр. Любой музыкальный коллектив счастлив будет получить такого барабанщика за его харизматичную игру.

В целом, практически все музыканты, представленные в тот вечер на сцене, являются артистами многочисленных коллективов Новосибирской филармонии. Но в программе «Поколение Next» они выступили в несколько другом амплуа — кто-то как солист, а кто-то — как участник различного рода ансамблей. Недавно образовавшийся Сибирский квартет трубачей — как раз из их числа. В его составе — также все лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Артур Ермаков, Евгений Салтымаков, Сергей Зенин и Сергей Яковлев, все они – ученики Сергея Александровича Архипова, героя одного из выпусков газеты «Честное слово». Похоже, что музыкантам стало тесно в рамках филармонии, в ее оркестрах и ансамблях, и они организовали квартет трубачей, в котором каждый из них может почувствовать себя не только частью целого, но и солистом.

До сей поры квартет ассоциировался как-то больше со струнным коллективом Filarmonica. А вот квартет трубачей — это, пожалуй, что-то непривычное и интересное. Хотя… если залезть в интернет, можно обнаружить множество коллективов подобного рода, и даже есть музыка, написанная специально для ансамблей трубачей, но ее не так много. В основном в репертуар таких квартетов входят переложения музыки композиторов различных эпох и стилей.

В концертной программе также прозвучал тембр трубы пикколо в исполнении выпускника Новосибирской консерватории, артиста Новосибирского академического симфонического оркестра Евгения Салтымакова. Вторил трубе пикколо ведущий инструмент эпохи барокко — орган (Наталья Колкер).

Кто в детстве много трудится, тому в юности есть время на веселье

Лауреат всероссийских и международных конкурсов альтист Марк Савин — в том же ряду самородков. Юный музыкант начал обучаться игре на скрипке с пятилетнего возраста в уникальном и единственном в России лицее «Сузуки» (Барнаул), который основан на методике раннего воспитания японского педагога Шинити Сузуки. После окончания Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки по классу альта у профессора Ю. Н. Мазченко Марк проработал несколько лет в оркестре НГАТОиБ. На сегодняшний момент он является артистом Новосибирского академического симфонического оркестра, ансамбля солистов «Новосибирская камерата», а также работает в камерном ансамбле «Блестящие смычки» под управлением заслуженного деятеля искусств РФ, профессора М. А. Кузиной.

Марк просто виртуозно извлекает звук. От его игры создается ощущение полного многоголосья. И эксперимент ему не чужд: так, в концертной программе к грузинскому народному хороводному военному танцу хоруми был добавлен ударный инструмент.

Да и сам концерт прошел в довольно непринужденной обстановке. Ведущая Дарья Нехаева не только проводила эдакие блиц-интервью с его участниками, но и давала возможность залу задать вопросы музыкантам.

— Марк, ты начинал заниматься на скрипке — почему же перешел на альт?
— Эту идею предложила мой педагог из Барнаула. Она сама закончила консерваторию как альтистка. Я перешел на альт в 17 лет — после окончания школы.
— Существует мнение, что музыканты очень много занимаются и что у них вообще нет времени на жизнь. Чем ты занимаешься, когда не играешь на своем любимом инструменте?
— Стараюсь заниматься тем же, что и все люди: проводить время с друзьями, гулять, ходить в кино, кататься на велосипеде — жить полноценной жизнью.
— Марк, в каких странах вы побывали, будучи альтистом?
— Будучи альтистом, я работал на гастролях в Таиланде, Китае, Южной Корее и Финляндии.
— А будучи скрипачом?
— У нас были поездки в Японию с ансамблем скрипачей из Барнаула.
— Что за лицей, в котором вы учились?
— Лицей «Сузуки» назван в честь японского скрипача, педагога и методиста XX века. В этой школе обучают по его методике. Это довольно уникальная школа — частный лицей, где помимо музыкального образования можно получить общеобразовательное, художественное, а также подготовительное (это что-то вроде детского сада). Но основной уклон школы — музыкальный, причем сделан он на скрипку.

We are the champions

Сибирский дуэт баянистов в составе Александра Сироткина и Андрея Битюцких известен не только в Новосибирске, но и за его пределами. Эти ребята тоже удивили, добавив метроном при исполнении Шопена.

Наших баянистов встречают на различных площадках с радостью, восторгом и теплом.

Носители официального титула «Чемпионы мира по баяну» и других лауреатских званий, Сибирский дуэт баянистов был организован в 2007 году студентами Новосибирской консерватории, а уже в 2009 году был принят в состав коллективов Новосибирской филармонии. За это время было исполнено множество замечательных, интереснейших программ не только сольных, но и в сотрудничестве со многими оркестровыми и хоровыми коллективами. Музыканты выступают как на сцене родной филармонии, так и много гастролируют по городам России и Европы. Также коллектив принимает участие и становится лауреатом многих международных конкурсов. В числе последних успехов — победа на самом престижном международном конкурсе среди аккордеонистов и баянистов в категории «ансамбли» 67-го «Кубка Мира» в Зальцбурге. 

Солистку струнного дуэта «Резонанс» Наталью Кравец (мандолина) мы уже знаем (она также становилась героиней одной из публикаций газеты «Честное слово»). В составе с Яной Повольских (гитара) дуэт является самым молодым коллективом Новосибирской филармонии. Это не помешало ансамблю уже заслужить любовь слушателей и обзавестись собственными почитателями. И это неудивительно, ведь для Сибири такой состав дуэта, как гитара и мандолина, — явление весьма редкое и даже экзотическое, хотя в европейских странах подобный состав дуэта считается классическим образцом камерного музицирования.

Репертуар дуэта «Резонанс» включает в себя музыку самых различных стилей: барокко, классицизм, виртуозные пьесы романтической эпохи, зажигательные обработки народных и популярных мелодий, а также современную музыку. Кстати, в прошлом году на II Международном конкурсе классической гитары (г. Фаврия, Италия) дуэт «Резонанс» стал лауреатом первой премии в номинации «камерные ансамбли», а одна из участниц дуэта — Яна Повольских — еще и лауреатом третьей премии в номинации «гитара соло».

Завершили программу «Поколение Next» несколько джазовых композиций в исполнении вокалистки Алины Константиновой, которая является солисткой ансамбля Павла Шаромова, а также ярких представителей фьюжн-джаза — концептуального трио Jazz Tales.

Алина с отличием закончила Новосибирский музыкальный колледж им. А. Мурова по классу академического вокала, позже — вокальный факультет Новосибирской консерватории.

С 2009 по 2014 год она работала в хоровом ансамбле «Маркелловы голоса» Новосибирской государственной филармонии, в составе которого принимала участие в различных фестивалях в России и за рубежом (Австрия, Германия).

С 2014 года Алина является артисткой вокального ансамбля Павла Шаромова. За полгода работы в составе ансамбля она приняла участие в Международном джазовом фестивале во Владивостоке, в Международном вокальном конкурсе «Романсиада – 2014» в Томске, где стала лауреатом.

Фьюжн-джаз, представителем которого является концептуальное трио Jazz Tales, — непривычный, пронзительный и призванный удивлять своего слушателя коллектив.

Стремительным дебютом группы стало яркое выступление и однозначная победа на Международном фестивале-конкурсе The Wings of Jazz в феврале 2014 года, после чего команда продолжила активную работу над материалом, в котором переплетаются как совершенно новаторские аранжировки джазовых стандартов и современных композиций, так и полностью авторская программа. Чуть более месяца назад трио Jazz Tales ярко заявило о себе успешным выступлением на Международном фестивале «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке.

В состав трио входят Андрей Константинов (саксофон), Павел Васильев (клавишные, бас) и Денис Силантьев (ударные). Также в выступлении приняли участие Илья Колотовкин (контрабас), Виталий Соларев (труба) и Алиса Перехвост (саксофон). 

Итак, в программе концерта были представлены самые разнообразные стили и направления — от классики до современности. Поколение Next не только дружит с традицией, но и ищет новые формы музицирования, экспериментирует, хулиганит и идет дальше, осваивая новые горизонты.


Наверх