Денис Мацуев: «Кац был для меня близким человеком»

13 ноября 2009
Ровно через две недели, 27 ноября, в Новосибирском театре оперы и балета состоится концерт «нового Горовица» Дениса Мацуева. Солист Московской филармонии, которого музыкальный мир сразу и безоговорочно признал после триумфальной победы на XI Международном конкурсе имени Чайковского в 1998 году, по-прежнему считает себя сибиряком и очень по-домашнему относится к Новосибирскому академическому симфоническому оркестру. Об этом Денис Мацуев рассказал нашему корреспонденту по телефону. — При вашем гастрольном графике приятно и удивительно, что вы каждый год находите время для концертов в Сибири… — Я действительно много езжу. Вот и в этом году у меня запланированы концерты и в Европе, и в Америке, и в Японии… Но каждый год месяца два я посвящаю гастролям по России. Это всегда большое турне: выступаю в сибирских, уральских, приволжских, дальневосточных городах и, конечно, в Москве. Мне по душе такая традиция, потому что я люблю российскую публику, я на ней вырос. Успех в России не бывает быстрым, за год–два не справиться. Русскую публику очень трудно вот так, наскоком завоевать. За 15 лет активной концертной деятельности я объездил страну вдоль и поперек и отдаю себе отчет, что на пути к успеху нужно очень много работать, много ездить. Часто за копейки, иногда в ужасных условиях — просто делать свое дело. — Но вы не жалеете это время, которое можно было бы потратить на европейскую или японскую публику? — Конечно, нет! Понимаете, на наших сценах царит неповторимая атмосфера. Только здесь можно получить особое ощущение, окунуться в особую ауру. Наверное, все дело во внутреннем состоянии публики. Меня каждый концерт на родине оживляет — я это называю сценотерапией. Получаю огромное удовольствие от контакта со своей публикой, в каком бы состоянии я ни прилетал в очередной российский город. Обычно российское турне включает не меньше 20 городов, и с каждым годом география моих местных гастролей расширяется. На гастролях выступление часто выпадает на день тяжелого перелета, с большим сдвигом часовых поясов. Но сцена лечит. Вот и в этот раз перед тем, как попасть в Новосибирск, мне предстоит сложный вояж: сначала у меня запланирован концерт в Париже, потом в Москве, следом я лечу к вам, а через полтора дня уже играю с Гергиевым в Токио. — Неужели с такими перемещениями реально одинаково глубоко погружаться в музыку, отдавать публике всего себя? Или вы все же ранжируете программу по сложности в зависимости от тяжести дороги? — Я бы не сказал, что у меня есть такая программа, которую можно было бы назвать простой. Наоборот, я люблю серьезные нагрузки: жить в напряжении интереснее. Специально строю себе такой график. Я ведь не жалуюсь, напротив — в этом и есть драйв настоящего артиста! — Что для вас значит выступление в Новосибирске? — Это близкий мне город, и я часто в нем бываю. Сибирь — моя родина. А сибиряк, говорят, — это национальность, ее ни на что не променяешь. (Смеется.) На мой взгляд, этот новосибирский концерт будет особенным. Я ведь давно у вас не играл с оркестром, последний раз — еще при жизни маэстро Каца. Он был для меня очень близким человеком. Именно он в финале конкурса имени Чайковского дирижировал оркестром, с которым я выступал. И с тех пор мы каждый год играли в Новосибирске. — А свой самый первый новосибирский концерт помните? — Конечно. Это было лет 10 назад. Дирижировал маэстро Кац, я играл Чайковского… Что же я еще мог играть, впервые приехав в город?! — У вас и в будущем на Новосибирск виды: помимо сольных концертов, здесь пройдет «заседание» вашего фестиваля «Крещендо»… — Действительно, у меня много планов, связанных с вашим городом. Мой фестиваль молодого поколения музыкантов «Крещендо» пройдет в Новосибирске в 2011 году. И я планирую задействовать и филармонический оркестр, и Театр оперы и балета. Наш фестиваль кочевой, каждый раз мы проводим его в новом городе, чтобы лучше узнать музыкантов и больше нового показать публике. Новосибирск всегда значился в нашем коротком списке как город с мощной консерваторией, с отличным оркестром. Просто мы немножко задержались. Фестиваль уже гостил в Екатеринбурге, Калининграде, Пскове. С Темиркановым мы отмечали столетие Дягилевских сезонов в Париже. В этом году проведем «Крещендо» в Нью-Йорке, а в следующем отправимся в Лондон. Новосибирск с запозданием, но все же появится на нашей фестивальной карте! Знаете, самое главное — поддержать оркестр. При Арнольде Михайловиче он стал одним из лучших оркестров России, а то и Европы! Сейчас оркестром руководит Гинтарас Ринкявичус — прекрасный профессионал и приятный человек. — Как вы оцениваете роль и значение Новосибирского театра оперы и балета для культуры России? — Я люблю Теодора Курензиса, театру повезло с музыкальным руководителем. Но и Курензису, безусловно, очень повезло с театром! — Расскажите о фестивале «Звезды на Байкале». Возможно ли в будущем участие в фестивале сибирских музыкантов? — На этом фестивале побывали все звезды. Гергиев, Темирканов, Башмет, Спиваков, балет Большого театра, Гаранян, Третьяков, Образцова — вот вам самый неполный список статусных участников. Я надеюсь, что в ближайшее время смогу пригласить и новосибирский симфонический оркестр, и, конечно же, музыкантов Новосибирского театра оперы и балета! Антон Велесов

Наверх