Арнольд Кац

12 июня 2024
Кац Арнольд Михайлович – дирижер.

Арнольд Кац родился в Баку, учиться начинал в Москве (семья переехала сюда в 1936-м) – сначала в Центральной музыкальной школе, затем на факультете военных дирижеров консерватории, войну окончил в звании младшего лейтенанта, дойдя до Берлина с инженерно-саперной ротой, диплом оперно-симфонического дирижера (класс Ильи Мусина) получил в 1951 году в Ленинградской консерватории, умер в Пекине во время гастролей. Но главным городом в жизни музыканта стал Новосибирск.

Сюда, после недолгой работы в Орджоникидзе и Томске, Арнольда Каца направляют в 1956 году, и жизнь сибирской столицы меняется. Кац становится основателем и главным дирижером Новосибирского симфонического оркестра, которым руководит полвека. Если бы в России по примеру Германии существовала должность генеральмузикдиректора города, то, без всяких сомнений, Арнольда Каца следовало бы именовать генеральмузикдиректором Новосибирска. С чистого листа он создал оркестр, став для музыкантов и дирижером, и наставником, и соратником. В открытой в том же 1956 году консерватории Кац возглавлял дирижерскую кафедру, дирижировал в Театре оперы и балета. Но главное, своим фонтанирующим талантом, энергией, даром стратега, Кац сделал симфоническую музыку неотъемлемой и доминирующей частью культурного ландшафта Новосибирска. Город, приученный к высочайшего качества концертам оркестра Мравинского, работавшего здесь в эвакуации во время войны три года, ждал своего оркестра. Арнольд Кац прекрасно ощущал необходимость соответствия заданной ленинградцами планки, со всей энергией молодости он создавал коллектив, который станет делом его жизни.

Поклонники оркестра были не только среди коренных горожан. В Новосибирске работали москвичи и ленинградцы, после 1957 года публика пополняется научными сотрудниками Академгородка, в 1959-м открывают Университет, студенты и преподаватели тоже становятся завсегдатаями концертов оркестра Каца.

Первый концерт с программой из «Итальянского каприччио» Чайковского и симфонии № 10 Шостаковича музыканты дают 14 октября 1956 года. Репертуар оркестра с каждым годом расширяется – это практически вся классика, современная западная и советская музыка, в том числе опусы новосибирских композиторов. Арнольд Кац добивается высокого качества исполнительства, стремительно выводя коллектив в число лучших в СССР. Оркестр гастролирует по городам Сибири, потом по всей стране, в 1961 году становится лауреатом Всероссийского смотра, в 1967-м – Всесоюзного, в 1982 году получает звание «академический». Тогда же начинаются и зарубежные гастроли коллектива.

Заботясь об уровне каждого музыканта оркестра, стараясь максимально выявить их творческий потенциал, главный дирижер инициирует создание внутри оркестра камерных коллективов – Концертного духового оркестра (1993) и струнного Ансамбля солистов «Новосибирская камерата» (1995), которые успешно концертируют и сегодня, сохраняя память о своем основателе.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

До последних дней Арнольд Кац оставался активным и, несмотря на годы, молодым, полным планов. В 1993-м он совершил большие гастроли по городам России и США во главе молодежного российско-американского оркестра, в 2004 году создал молодежный оркестр «Сибирь – Восток – Запад», в состав которого вошли музыканты из России, Израиля, Германии, Кореи и Японии. Культовая для Новосибирска личность, Арнольд Кац в 1998 году становится почетным гражданином города, а после смерти дирижера его имя присваивают концертному залу Новосибирской филармонии, открытому 11 сентября 2013 года. Арнольд Михайлович мечтал о новом зале для своего оркестра, лоббировал его строительство и принимал участие в обсуждении его проекта, задуманного в 2002 году. Сейчас этот зал – базовая площадка Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина, который ребенком-вундеркиндом приезжал на концерты с Новосибирским оркестром под управлением Арнольда Каца в Ленинградскую филармонию.

Ни один гостевой коллектив не имел в Большом зале столько концертов, сколько было у новосибирцев. Кацу не просто доверяли, его всегда с нетерпением ждали, его любили именитые солисты, его обожала публика. Всегда подтянутый, в прекрасной спортивной форме, легкий, но не фамильярный в общении, с острым умом и отличным чувством юмора, серьезный и бескомпромиссный в работе, Арнольд Михайлович был для Ленинграда–Петербурга своим. Только с Новосибирским оркестром с 1971-го до 2005 года он дал в Большом зале 43 концерта – открытых и абонементных, в том числе тематических, посвященных Шостаковичу и Малеру. В программах коллектива были сочинения Моцарта и Бетховена, Мендельсона, Листа и Брамса, Вагнера, Брукнера (его симфонию № 7 дирижировал на последнем концерте 25 октября 2005-го) и Рихарда Штрауса, Франка, Сен-Санса и Равеля, Чайковского и Рахманинова, Танеева и ПрокофьеваХиндемитаСтравинского и БернстайнаЩедрина и Шнитке, Андрея Петрова и Геннадия Банщикова.

С музыкой современников – Эдварда Мирзояна и Георгия Свиридова – Арнольд Кац дебютировал в Большом зале за пультом Заслуженного коллектива 5 июня 1963 года. С этим оркестром он даст 17 концертов (последний – 16 марта 2001-го) с программами из Малера, Шостаковича, Прокофьева, Холста, Пендерецкого, с ЗКР в декабре 1993-го исполнит Рахманинова и Скрябина на вечере, посвященном 90-летию со дня рождения своего учителя Ильи Александровича Мусина. 90-летию со дня рождения другой важной для ленинградской филармонической истории фигуры – Арвида Янсонса – Арнольд Кац посвятил концерт в декабре 2004 года с Академическим симфоническим оркестром филармонии, с которым выступал реже: дважды в 1963-м и дважды в 1980 году. Всего в Большом зале состоялись 65 концертов дирижера.

Он любил приезжать в город, с которым чувствовал неразрывную связь со времен консерваторской учебы. Неудивительно, что к 300-летию Петербурга Арнольд Михайлович Кац дал 6 ноября 2002 года с Новосибирским оркестром концерт в цикле «Музыкальное приношение Великому городу. Наследники традиций».

И. Р.

Подробнее - в сюжете


Наверх