Алим Шахмаметьев: Ни дня без Моцарта

20 июня 2013
Камерный оркестр Новосибирской филармонии в этом сезоне отметил свое 20-летие. Коллектив имеет солидную репутацию, что подтверждает и внушительный список солистов, охотно приезжающих помузицировать в Новосибирск — пианисты Пауль Бадура-Скода, Барри Дуглас, Борис Березовский, виолончелист Александр Рудин, кларнетист Мишель Летьек, — и количество событийных проектов. Кроме гастрольных поездок по Европе при активном участии оркестра прошли открытие года Культуры Германии в России (2004), дни Швеции в Новосибирске (2004), реализация проекта «Дни Английской музыки в Новосибирске», открытие года России во Франции (2010) и многие другие. За последние годы существенно расширился репертуар коллектива, исполнившего большое количество совершенно новых, не звучавших до этого не только в городе, но и в России произведений.

Лицо оркестра — это, разумеется, его главный дирижер, с 2008 года — Алим Шахмаметьев, представитель петербургской дирижерской школы, в 2012 году принявший параллельно художественное руководство Театром оперы и балета Санкт- Петербургской консерватории.

В духе времени мы «беседовали» в виртуальном режиме, перекидываясь вопросами-ответами по электронной почте, пока маэстро репетировал финальный юбилейный Гала.

Алим, 20 лет оркестру и 5 лет — вашему руководству. Как вы пришли в этот коллектив?

С Камерным оркестром я выступал и до того, как поступил на работу в Новосибирскую филармонию. Впервые мое сотрудничество с этим коллективом состоялось в апреле 2004 года, впоследствии я несколько раз участвовал в абонементах оркестра. В апреле 2008 года руководство Новосибирской филармонии обратилось ко мне с предложением продирижировать заключительными концертами сезона. Не было цели тут же что-то менять — задача стояла завершить сезон и сверстать следующий. Коллектив на тот момент уже имел в своей истории значительное число достижений.

Новосибирский камерный оркестр родился в годы развала страны. Как вообще формировался оркестр в так называемые «лихие» 1990-е, чем ознаменована его история??

Де-факто Камерный оркестр существовал и до 1992 года — успешно гастролировал в Москве, Риге, Вильнюсе. Создатель оркестра — замечательный новосибирский музыкант Марк Абрамов. Впоследствии оркестр возглавил Михаил Турич (концертмейстер АСО Арнольда Каца). Он изначально был студенческим, существовал при различных некоммерческих организациях (к примеру, был такой «Фонд 100-летия Новосибирска»). 1 сентября 1992 года музыканты оркестра в полном составе были приняты на работу в Новосибирскую государственную филармонию. Тогдашний ее директор Владимир Миллер приложил немало усилий к тому, чтобы Камерный оркестр обрел достойный статус. У оркестра появились собственный абонементы — стремительно росла его популярность среди новосибирцев. 90-е годы многим музыкантам помнятся в том числе и как годы «перманентных гастролей». С 1994 года оркестр активно гастролирует в Европе. Уже тогда играли и в БЗК в Москве, и в Санкт- Петербурге, конечно же. Подолгу находясь в городах Старого Света, музыканты знакомились и общались с европейскими коллегами — это привнесло свой положительный опыт во многие грани оркестровой жизни. Курьезы, конечно, случались — сейчас уже смешно вспоминать. Вот как-то в одной из стран бывшей Югославии нам выплатили гонорар наличными — причем это были немецкие марки, которые в самой Германии уже были выведены из обращения. С трудом обменяли. Хотя это курьез не наших, а скорее европейских 90-х…

Насколько я понимаю, ваше руководство Новосибирским камерным оркестром организовано на европейский лад, то есть, вы проводите определенное количество недель в году? А кто встает за пульт оркестра в ваше отсутствие, и влияете ли вы на выбор гастролеров?

Трудно утверждать, что мое руководство организовано «на европейский лад»: в Европе все чаще встретишь дирижеров, куда сильнее привязанных к «порту приписки», нежели у нас. Но суть подмечена правильно: я выступаю с оркестром не в каждом концерте. Так и должно быть. И музыкантам, и (что немаловажно) зрителю необходимо видеть за пультом разных дирижеров. Так мы точнее выстроим интерпретационную «систему координат» — ведь новый человек, приезжая со своими представлениями о той или иной музыкальной идее, смотрит на эмоциональную палитру и инструментарий нашего оркестра совершенно свежим взглядом. Часто это бывает полезно. Слушатель же, находя те или иные отличия одного дирижера от другого, начинает глубже понимать суть процесса управления оркестром. Да, они действительно с неподдельным азартом горячо обсуждают выступления дирижеров! Конечно же, разница в понятиях «дирижер» и «главный дирижер» весьма существенна. Задача дирижера — разучить с оркестрантами произведения в таком ракурсе, как ему видится, и представить программу публике.

Попутно в репетициях затрагиваются и другие «методико-воспитательные» задачи, но главенствует идея подготовки конкретного репертуара. Главный дирижер подчас заботится как раз об обратном: в каждой программе находить идеи и механизмы к воплощению его представления о том, как должен развиваться оркестр, какие исполнительские трудности преодолевать. Вот и планирует он сезон, исходя из этих идей. Проще говоря, дирижер — это профессия, а главный дирижер — должность.

На выбор гастролеров (как дирижеров, так и солистов) я влияю, конечно же. Хоть «генеральная линия» и определяется художественным руководителем оркестра (он же — художественный руководитель всей филармонии) Владимиром Калужским,- мы с ним разделяем ответственность в этом- вопросе. Планирование репертуара — это серьезная работа, особенно в наши дни. И здесь нет никакого излишнего пафоса. С одной стороны, тебе необходимо «продать» абонемент, с другой — обеспечить равномерное художественное наполнение, учесть все необходимые аспекты, с третьей — потворствовать (в ограниченной степени) вкусам конкретного слушателя. В конце концов, доставить ему радость — наша основная задача. Вряд ли возможно ее выполнить, если не шагнуть навстречу хоть отчасти. Но популизм здесь неуместен — и в этом одно из главных наших отличий от массовой культуры!

Новосибирск — оркестровый город. Пожалуй, один из самых оркестровых городов в России, после Москвы и Питера. Знаменитый симфонический оркестр, два камерных — Камерата и ваш. Есть ли какая-то особая ниша, которую занимает ваш коллектив, или функции дублируются?

Спасибо за признание оркестровых заслуг Новосибирска! Не без гордости скажу, что функции Симфонического оркестра мы действительно иногда дублируем. Дело здесь не в соперничестве, а в вопросах дефицита произведений определенного репертуара в сводной афише филармонии. Так исторически сложилось, что симфонический репертуар Новосибирска многие десятилетия носил исключительно романтическую направленность. Это, наверное, во многом было правильно, но сегодня нам здесь не хватает музыки Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта — в том объеме, что существует в европейских музыкальных столицах. Стараюсь в каждом сезоне исполнять симфонии Моцарта и Гайдна — вот многие и считают, что мы дублируем функции Симфонического оркестра. Хотя на деле лишь дополняем. Что до Камераты — то здесь мы никак не пересекаемся. Строго говоря, Камерата — это не оркестр, а ансамбль солистов. Предыстория такова: в 1990-е годы Арнольд Михайлович Кац создал музыкантам оркестра дополнительные рабочие места — появилась возможность немного повысить оплату их труда. Так возникли Камерата и Духовой оркестр. Традиция жива и поныне — в этих коллективах действительно заняты музыканты Симфонического оркестра, и эта деятельность является для них дополнительной. Для музыкантов Камерного оркестра работа в нашем коллективе — основная. В это понятие мы вкладываем как юридический, так и общемузыкантский смысл. Поэтому оркестр не просто занимает особую нишу — он ее фактически создал, что ценнее. Я приветствую обособленные выступления наших музыкантов — как сольные, так и в камерных ансамблях. Но при этом никто из них в других оркестрах не работает. Считаю, что музыкант оркестра способен качественно провести только одну оркестровую репетицию в день.

Каковы приоритеты, по которым вы строите свои программы?

Ни дня без Моцарта! Барочный репертуар присутствует, но не доминирует. Наш оркестр стремится исполнять музыку подчас абсолютно «не камерную». Как-то мы играли даже знаменитую Рапсодию Гершвина — в переложении для фортепиано, трубы и струнного оркестра. Не увлекаясь особо этим жанром, хочу все же заметить, что нередко транскрипции звучат очень интересно. Самое важное — это найти исчерпывающий ответ на вопрос: зачем исполняете то или иное переложение? И если ответ на это «Зачем?» — убедительный, то имеет смысл экспериментировать. Много оригинальных сочинений написано специально для нашего коллектива — и мы продолжаем развивать это направление. Так в концерте-открытии будуще¬го сезона запланирована «Рахманиана» петербургского композитора Антона Танонова, с которым у музыкантов оркестра уже сложились давние творческие и дружеские связи. Вполне логично, что я как воспитанник петербургской музыкальной традиции привожу в Новосибирск сочинения петербургских композиторов. Играли Тищенко, Слонимского, Танонова, Корчмара… Но также и Щедрина, Мартынова, Карманова, Корильяно… Буду искренне рад, если и другой российский камерный оркестр представит свой список концертов-премьер музыки наших современников. Коллектив не живет, если не исполняет музыку своего времени. В репертуаре Камерного оркестра сочинениям композиторов нашего времени отведена значительная роль.

По юбилеям, по тому, как празднуют свои «круглые» даты, судят о людях или организациях. Некоторые устраивают многофигурные гала-концерты, чтобы поразить воображение масштабом (и иногда это бывает смешно), другие — придумывают неожиданные программы и т. д. Как вы и ваш коллектив отпраздновали свое 20-летие?

В сущности, юбилей оркестр отмечал весь сезон. Да, часто по празднованию «круглых» дат судят о людях и коллективах, но в данном случае концерт 4 июня — это скорее красивый постскриптум. Дело в том, что пригласить наших друзей и обеспечить их местами в зале в концертах наших абонементов мы просто не смогли: свободных мест практически не было. Вот и устроили мы праздник за рамками сезона, в отдельный вечер. Так это задумывалось. Ну, а на деле получился большой и очень эффектный концерт. В программе я постарался охватить весь «исторический срез» репертуара Камерного оркестра: от барокко до рока. Бах, Гендель, Моцарт, Бортнянский, Чайковский, Рыбников, Илларионов, Пьяццолла, Армстронг, Легран… Конечно, снобствующие элементы могли бы в этот вечер проскрипеть: «Ах! Какая безвкусица!» Но публика приняла наше предложение безоговорочно — и длительные стоячие овации тому подтверждение. Блистательный Петр Татарицкий завоевал симпатию и зала, и сцены. Он свел эти сферы в единое дыхание, заразив публику страстной любовью, а нас — юношеским азартом. Вместе с оркестром на сцене в этот вечер были органист Мартин Хайни, гитарист Дмитрий Илларионов, сибирский дуэт баянистов — Александр Сироткин и Андрей Битюцких, — джазовый трубач Сергей Гершенович и солисты «Сибирского диксиленда». Юбилей однозначно удался.
Евгения Кривицкая, Музыкальная жизнь № 6 — 2013

Наверх