Они лауреаты международных конкурсов, их приглашают выступать по всему фортепианному миру. Что касается России, здесь с этим сложнее, так как городов, где могут выступать музыканты, несметное количество. И Новосибирск, до недавнего времени, был лишен этой возможности.
Новосибирск, в прошлом, имеет великолепные традиции фортепианных вечеров, особенно это относится к тому периоду, когда в Новосибирске работала великолепная плеяда преподавателей - исполнителей. Они формировали публику, и вкусы,
Вспоминаются, прежде всего, такие имена как, Евсей Зингер, Виссарион Слоним, Мери Лебензон, Теофин Бикис, Анна Барон, Лазарь Александровский. Это была не просто плеяда, это была целая ветвь фортепианных концертов, которые проходили в консерватории. И вот с их уходом со сцены и из жизни, это все прекратилось.
И одна из задач филармонии, на мой взгляд, заключается в том, что мы должны возродить эту практику камерного исполнительства, которая так родилась и развивалась в 60-80-е годы благодаря Новосибирской консерватории.
Что мы для этого делаем? Камерные программы осуществляются силами наших музыкантов: это филармонический проект «Салонные вечера», в котором у слушателей есть возможность новосибирцам услышать и увидеть замечательных и талантливых местных музыкантов.
Следующий шаг – и это уже стало постоянной практикой - это приглашение музыкантов, известных и знаменитых в наши абонементные циклы, в первую очередь Новосибирского академического симфонического оркестра, Филармонического камерного оркестра. Это постоянное участие ведущих мировых солистов в программах Рождественского фестиваля, Транссибирского Арт-Фестиваля.
Но не хватало еще последнего шага, и вот он был сделан два года тому назад – в афише филармонии появился фортепианный абонемент.
Появление молодых музыкантов-солистов, повторяю, нового поколения, с именами, которые известны в первую очередь знатокам фортепианной музыки, прежде всего, по участию в конкурсе им. Чайковского, очень важно. В Новосибирске есть, я это отметил, когда в рамках абонемента «Звёзды XXI века» у нас выступал Филипп Копачевский, совершенно особая публика, фанаты фортепианного искусства.
Это публика, я не боюсь преувеличить, возможно, не ходит на какие-то другие концерты. Это нормально! Важно, что удалось сформировать, поддержать, зажечь интерес у этих слушателей.
Не будем забывать, что фортепиано и обучение на нем – это самый значительный процент из тех, кто учится музыки. И сегодня тоже. Поэтому это люди разных поколений: те, кто когда-то учился, и те, у кого учились дети, и совершенно юные, так сказать, музыканты.
И вот эти молодые пианисты, которые приезжают к нам в рамках проекта Министерства культуры «Всероссийские филармонические сезоны», демонстрируют нам современное состояние фортепианного искусства в нашей стране. И это очень высокий уровень! Через 10-15 лет эти люди станут известны не только в мире, но и в России.
В этом сезоне в проекте «Звёзды XXI века» на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца выступают: Филипп Копачевский (знакомый новосибирцам участию в конкурсе имени Лотар-Шевченко), Арсений Тарасевич-Николаев (это представитель известной музыкальной династии), Андрей Гугнин. И наконец, Юрий Фаворин, чей концерт мы с нетерпением ждём 24 января.
Юрий Фаворин, надо сказать, играет интересную программу. О ней можно было отдельно говорить, потому что все солисты этого абонемента, наряду с произведениями Шопена, Моцарта, Бетховена, представляют редко исполняемые произведения классиков. У Фаворина это будет Соната №4 Николая Яковлевича Мясковского, а также редко исполняемая соната до-диез минор Петра Ильича Чайковского. А в программе есть еще и Соната №1 Брамса, и пять пьес для фортепиано «Образы – настроения» Рихарда Штраус. Эти произведения делают программу пианиста неординарной и, на мой взгляд, она вызовет интерес и у знатоков, и у любителей фортепианного искусства.
Концерт пианиста Юрия Фаворина состоится 24 января в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца в рамках проекта Московской и Новосибирской филармоний «ЗВЁЗДЫ XXI ВЕКА». Концерты проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны».