«Можно сказать, что я работал над этим фильмом в течение 30-ти лет, так как первые вошедшие в него отрывки я снял еще в 1986-м году. До сих пор они не были нигде показаны, – рассказал Бруно Монсенжон, – К настоящему моменту киноленту увидели Париж, Милан и Нью-Йорк. После показов в Новосибирске, Тогучине и Красноярске ее увидят зрители Кракова, Москвы, Монреаля, Детройта и других городов».
Режиссер признался, что состоявшийся показ стал для него большим событием. «Мы впервые показали этот фильм русской публике, которая, конечно, в состоянии понять его лучше, чем любая другая. Это действительно очень важно для меня, и я чувствовал во время показа ваше внимание и понимание», – отметил Бруно Монсенжон в ходе общения со зрителями.
Создатель картины рассказал, что стремился к воплощению на экране всех черт многогранной натуры Мстислава Ростроповича – гражданина мира, харизматичной личности, звезды и великого музыканта. «Для меня это была очень большая задача, даже вызов, за реализацию которого я порой должен был бороться», – рассказал режиссер, имея в виду в том числе и ограничение хронометража, продиктованное телевизионным форматом. Он признался также, что совсем недавно закончил монтировать развернутую версию картины, которая вскоре будет выпущена на DVD.
Фильм «Мстислав Ростропович. Неукротимый смычок» включил редкие архивные материалы и новые свидетельства дочерей музыканта Ольги и Елены Ростропович, и друзей – Наталии и Игната Солженицыных, Марты Казальс-Истоминой и Геннадия Рождественского.
Мстислав Ростропович, один из величайших музыкантов XX века, уже к 1950-м годам достигший международного признания, в 1974-м году был вынужден покинуть СССР. Причиной гонений со стороны властей стала поддержка, которую Мстислав Ростропович и его супруга певица Галина Вишневская оказали писателю Александру Солженицыну. В 1978 году супругов лишили советского гражданства, которое вернули лишь спустя двенадцать лет — в январе 1990 года. В 1977-1994 годах Мстислав Ростропович возглавлял Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне; был обладателем свыше 130 высших наград и премий более чем 30 стран мира.
Первый визит Бруно Монсенжона в Сибирь состоялся в марте 2017-го года: тогда также в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля он представил свои документальные картины «Давид Ойстрах, народный артист?» (1994) и «Гленн Гульд, вне времени» (2006), а после рассказал о процессе работы над фильмами, вспомнил истории, связанные с великими исполнителями, ставшими их героями, ответил на вопросы слушателей. Показы прошли в Новосибирске и Красноярске.
Бруно Монсенжон – французский скрипач, в последние тридцать лет более известный как режиссер документальных кинокартин о великих музыкантах XX века, проведший интервью со многими из них. В числе героев его кинолент – Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Давид Ойстрах, Надя Буланже, Мюррей Перайя, Святослав Рихтер, Геннадий Рождественский, Фридрих Гульда, Дитрих Фишер-Дискау, Григорий Соколов. В 2004 году Бруно Монсенжон дебютировал как дирижер за пультом Уральского академического филармонического оркестра в Екатеринбурге; является автором семи книг.
Кинопоказы входят в программу Транссибирского Арт-Фестиваля с первых лет его существования. В предыдущие годы документальные картины о музыкантах в программе форума представлял режиссер Джон Бридкат.
Концерты Пятого Транссибирского Арт-Фестиваля, возглавляемого Вадимом Репиным, пройдут с марта по июль 2018 года. Российская часть Фестиваля продлится с 9 марта по 13 мая и включит в свой маршрут Новосибирск, Красноярск, Москву, Санкт-Петербург и Самару. По традиции не останутся без внимания малые города Новосибирской области, список которых в этом году существенно расширился: Бердск, Академгородок, Краснозерское, Тогучин, Карасук. Зарубежная часть маршрута пройдет в США и Японии в июне и июле.
Ключевой точкой в географии фестиваля остается Новосибирск – родной город художественного руководителя проекта. Один из ключевых его участников – Новосибирский академический симфонический оркестр. Вадим Репин неоднократно подчеркивал решающую роль, которую сыграл коллектив в осуществлении замысла Транссибирского арт-фестиваля. Главной площадкой фестиваля неизменно остаётся Государственный концертный зал имени Арнольда Каца – новый зал филармонии, открывшийся в 2013 году и, по словам Вадима Репина, ставший одним из необходимых условий в осуществлении идеи фестиваля.
Фестиваль проходит при поддержке Правительства и Губернатора Новосибирской области. Также фестиваль поддерживают: официальный спонсор Транссибирского Арт-Фестиваля ОАО «РЖД», спонсор Транссибирского Арт-Фестиваля ПАО «СИБУР Холдинг».