Из Германии оркестр получил первые рецензии на CD, приводим одну из них:
Танеев, возможно, не занимает верхних строк в списке величайших Русских композиторов XIX столетия, но это может измениться по мере продвижения проекта «Naxos». Выпущенные ранее Первая и Третья симфонии, исполненные Новосибирским оркестром под руководством Томаса Зандерлинга — сына прославленного Курта – конечно, произвели на меня впечатление, а новый выпуск усилил мое восхищение композитором равно как и оркестром.
Единственная опера Танеева, основанная на Эсхиловой «Орестее» была записана DG и «Olimpia» некоторое время назад, но в современном каталоге версии нет. Любопытно, что увертюра была записана и исполнена за несколько лет до того, как была завершена опера. Это значительная пьеса сама по себе, продолжительностью около 20 минут, а слушателям может показаться, что они неожиданно наткнулись на малоизвестное произведение Вагнера или Рихарда Штрауса. Это произведение значительнее, чем простое музыкальное подражание, полное подвижных русских мелодий, достигающих такого симфонического размаха, которое не запятнало бы даже большого друга и наставника Танеева — Чайковского. От той первой Стигийской (Stygian) струнной темы и сквозь неё — к ее сдержанному финалу эта увертюра полна прекрасных находок, и даже притом, что есть запах Скрябина в этой ароматической гармонии, интерпретация Зандерлинга гарантирует — они никогда не пресыщают и не подавляют чувства.
Вероятно, Антракт III Акта даже более соблазнителен – он, безусловно, обладает Штрауссовским величием – что, возможно, объясняет, почему это произведение было настолько популярным при жизни композитора. Я был особенно поражен сочетанием явной страсти, единодушием игры и строгостью объективного прочтения нот Зандерлингом. Запись удовлетворяет всем – глубоко, когда это должно быть и соответствующим образом великолепно в роскошных кульминационных моментах. Малейшие опасения, которые, возможно, и были у меня в отношении этого коллектива и их дирижёра, просто испарились.
Всё совсем по-другому в прелестном до мажорном Aдажио, написанном в последний год пребывания композитора в Московской Консерватории. Как отмечает Анастасия Беллина в своих карандашных заметках, многие из ранних работ Танеева были открыты спустя годы. Aдажио, изданное в 1950-х, — настоящий драгоценный камень, особенно, если оно исполняется с такой элегантностью и изяществом. И как, опять же, совсем по-другому смотрится «Увертюра на русскую тему», написанная для Всероссийской выставки искусства и торговли (1882). Танеев использует народные Русские песни – из собрания Римского-Корсакова — оформляя их в произведение, имеющее напор казацкой шашки. Это зрелый материал, который однозначно понравится и тем, кто любит плавные русские танцы.
Стиль кантаты, написанной на открытие Памятника Пушкину в Москве, эхом отразился в праздничной музыке пост-революционной России. Неверно полагать, что это просто патриотическая пролетарская pleaser (???), это не так; она может быть продолжительностью всего 64 такта, но обладает страстью и блеском великих хоровых номеров, подобных хорам из «Александра Невского». Что касается «Канцоны» — это маленькая пенистая сладость, дополненное яркой, гармоничной игрой кларнетиста Станислава Янковского. Возможно, короткая, но, тем не менее, очень приятная пьеса.
Увертюра (ре минор), как и Aдажио, — ранние работы, и время это лишь подчёркивает. Увертюра имеет явные недостатки, злоупотребляет нашим вниманием — чего удаётся избежать другим произведениям в этом сборнике. (Интересно, чувствуют ли другие слушатели в этой музыке Брамса?) Итак, одна умеренно разочаровывающая часть из семи — неплохо, и конечно этого не достаточно, чтобы угас мой энтузиазм к диску в целом.
Благодаря исполнителям, их заинтересованной игре и полнокровному звуку — перед вами один из пока самых интересных выпусков года.
Дэн Морган