Никита Янковский: «Мы презентуем новое»

12 апреля 2022, 10:10

Никита Янковский – студент Высшей школы музыки в Люцерне, сын заслуженного артиста России и участника Новосибирского академического симфонического оркестра – Станислава Янковского. Свой первый фестиваль «Сибирские валторновые дни» Никита организовал в родной Сибири в 2019 году, чтобы показать публике возможности инструмента и познакомить с лучшими мастерами зарубежной школы. 12 апреля в Новосибирской филармонии стартует уже второй валторновый фестиваль, в котором прозвучит музыка от классики до саундтреков к популярным фильмам, а образовательная программа охватывает и психологию, и историю музыки. Мы поговорили с Никитой Янковским об инструменте, уникальности проекта и хоре валторн Siberian Horn Sound в качестве альтернативы зарубежным коллективам.


– Никита, расскажите, чем именно вас привлекла валторна?

– Музыкой я начал заниматься достаточно поздно для музыканта – в 14 лет. Впервые я понял, что хочу быть музыкантом, когда поехал к своему дяде в Иркутск. Он работал в местной филармонии, у них проходил фестиваль камерной музыки. Я провел с ним все репетиции, однажды даже ноты пианистке переворачивал на одном из концертов, меня привлекла жизнь музыканта: репетиционные сессии, общение, закулисье. Я приехал домой и объявил папе, что хочу быть музыкантом! Мне нужно было выбрать инструмент: валторна, гобой, либо фагот. Преподаватель по валторне ответил первым на звонок, поэтому выбор был очевиден. Я случайно попал на занятие, а уже позже полюбил инструмент.

–В одном из интервью вы говорили, что каждый третий студент после диплома стремится уехать в другой регион или из страны. Как человек, который учится заграницей, вы собираетесь развивать свое творчество за рубежом, в России или также параллельно?

– Я понял, что никогда нельзя торопиться с выводами, потому что любое принятое решение очень опасно, нужно подумать дважды. Я все-таки думаю и хочу верить в то, что музыка не имеет национальности. Мне кажется, что она находится между пространством и временем, поэтому тяжело сказать, как я буду выстраивать свою карьеру музыканта. Конечно, с человеческой точки зрения мне было бы приятнее находиться дома рядом с семьей, и я не отрицаю, что в дальнейшем моя карьера не будет касаться других регионов и государств.

– Почему решили спустя год перерыва проводить фестиваль снова?

– Фестиваль по своей сути подразумевает некоторую периодичность. В 2019 году у нас не было идеи фикс запустить именно серию фестивалей, мы просто сделали проект, в ходе которого поняли, что валторне в Сибири нужно развиваться. В нашей стране есть серьезная проблема – отсутствие системной исполнительской школы. Как для огромной культурной нации – это большое упущение.

– Был ли ожидаемый эффект после проведения I Сибирских валторновых дней в 2019 году?

– В целом, да, но нужно понимать, что тогда это была «демоверсия». У нас не было больших ресурсов, огромных планов и четкой концепции. Самым большим плюсом оказалось создание продукта Siberian Horn Sound, он стал большим шагом вперед для отечественной культуры. Этот ансамбль может себе позволить даже то, что не могут некоторые города и страны. Мы попытались сделать альтернативуHorn Sound Берлинской, Нью-Йоркской и Лондонской филармоний – был грандиозный концерт-открытие, в котором мы представили свой sound в Сибири, несколько номеров стали просто феноменальны.

DSC_0461 copy.jpg

– Насколько тяжело организовывать фестиваль, находясь в другой стране?

– Тяжело с точки зрения организации процесса, потому что разные часовые пояса. Что касается идеи, здесь, наоборот, проще, поскольку ты имеешь намного больше источников информации и примеров, чтобы придумывать что-то новое, собирать лучшее и привозить сюда, домой. 

– Как получилось в этом году собрать своих друзей?

– В конечном счете, никто не запрещал летать на самолетах. Все, кто приедут – сделали свой выбор сами. Я рад, что есть среди участников и иностранцы, которые будут на фестивале, они придерживаются позиции, что нельзя мешать политические и социально-духовные составляющие.

– В чем принципиальное отличие музыкального репертуара в сравнении с 2019 годом?

– Сейчас мы разделяем программу на разные музыкальные стили и жанры. Одна история более популярная, вторая джазовая и еще будут академический и церковный концерты. Мы имеем возможность представить уникальность инструмента и абсолютно необычный и пока что никому не известный коллектив, который я причисляю ближе к оркестру.

– Участники поменялись с 2019 года?

– Есть те, кто участвовали в первом проекте, но процентов на 80 это новый состав. Мы отобрали еще больше музыкантов, которые очень нам нужны – они прекрасные инструменталисты. Когда мы перекладывали произведения на партитуры, я понимал, кто конкретно может сыграть определенный голос тем образом, каким мне бы хотелось, поэтому я выбирал людей и приглашал их принять участие. Звучание, которое будет на концерте, я могу сравнить с очень хорошим живым диджейским пультом.

– В рамках фестиваля у вас запланированы лекции, давайте о них поговорим, ментальный тренинг что под собой подразумевает?

– Я считаю большой ошибкой отсутствие выделенного внимания ментальным аспектам в жизни музыкантов в системе нашего образования. У нас подготавливают специалистов для долгого творческого пути, но не учитывают того факта, что музыка – временный вид искусства, когда нужно быть в строю здесь и сейчас. У нас бывают разные ситуации: переживания, расстройства, физические недуги, и уметь это игнорировать, бороться со страхом и переводить свое внимание в концентрацию – это большой процесс. Никола Чирич, который будет проводить тренинг и играть Концерт № 2 Штрауса, имеет диплом по ментальному коучингу, то, что он преподносит на лекциях – удивительно, «вычищает» твой разум, расставляет все по полкам.

– А лекция с профессором Оливье Дарбелле в каком формате будет проходить?

– Это скорее воркшоп, а не лекция. Он будет рассказывать про историю валторны: как она появлялась, как менялась. Еще он будет демонстрировать технику игры на натуральной валторне, которая раньше была без кнопок. Там совсем другая тактика исполнения, очень много того, что мы сейчас уже не используем.

– Чем уникален именно ваш проект, помимо того, что он практически единственный в стране?

– Во-первых, да, Валторновым дням нет альтернатив. Фестиваль уникален тем, что мы презентуем что-то новое – патентуем. Любой фестиваль собирает нечто уже созданное: приглашаются коллективы, музыканты и они работают на уже существующем поприще, но это не созидание, это возможность услышать то, что уже было создано и исполнено еще раз. Фестиваль «II Сибирские Валторновые дни» запускает новый вид камерного музицирования. Во-вторых, коллаборация музыкантов, которую мы представим на концерте-открытии – ее до этого не существовало, даже примерно. Для музыкантов специально писались партитуры, их нельзя было купить. Мы привозим в Россию возможность играть церковную музыку вместе с органом, это в Европе-то редкая вещь, а у нас абсолютно новая, мы до этого просто еще не дошли, до таких форм исполнения естественным путем мы бы добрались лет через 30, я думаю.

WhatsApp Image 2022-04-12 at 10.16.12.jpeg

 

Подробнее о фестивале и программе


Наверх