Михаил Грановский: «Моя миссия – исполнять музыку Локшина»

21 января 2022, 12:41

Новосибирский академический симфонический оркестр 21 и 22 января даст большой концерт симфонической музыки с дирижером Михаилом Грановским – в Доме ученых Новосибирска и Концертном зале имени Каца будут представлены новосибирские премьеры произведений композиторов XX и XXI веков. Впервые в Новосибирске прозвучит кантата «Мать скорбящая» для симфонического оркестра, хора и меццо-сопрано Александра Локшина, композитора, судьба которого тесно связана с Новосибирском. 

Накануне концерта дирижер Михаил Грановский рассказал о своем интересе к творчеству Локшина и произведении, которое впервые прозвучит в исполнении Новосибирского симфонического оркестра и Новосибирской хоровой капеллы.

- Александра Локшина я открыл для себя два года назад, когда отмечалось 100-летие со дня рождения композитора. Познакомившись с его музыкой я совершенно в нее влюбился, я понял, что это гениальный композитор, к сожалению, забытый, со сложной трагической судьбой. И моя миссия – исполнять его музыку в том числе.

Мы знаем, что Локшин свою юность провел в Новосибирске, здесь учился музыке, а затем, в 40-х, после сложных событий в жизни, отчисления из Московской консерватории снова приехал в Новосибирск, работал и написал одно из своих известнейших сочинений - это вокально-симфоническая поэма «Жди меня» на знаменитый текст Симонова. Я бы очень хотел когда-нибудь исполнить его в Новосибирске. Именно здесь, в Новосибирске, в 1943 году его впервые представили дирижер Евгений Мравинский и находящийся в эвакуации симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Художественный руководитель филармонии Иван Соллертинский чрезвычайно высоко оценил его и на концерте перед исполнением сказал, что этот день войдет в историю русской музыки.

С Томским симфоническим оркестром мы играли несколько сочинений Локшина – вокально-симфоническую поэму «Цветы зла» на стихи Бодлера, музыку к документальному фильму «На озерах Казахстана», уже дважды исполнили симфонию №5 «Сонеты Шекспира», которая написана для струнных, арфы и солирующего баритона. Надо сказать, что Локшин был очень восприимчив к поэтическому слову, он написал 11 симфоний, 10 из которых – вокальные. Либо голос, хор и оркестр, либо голос с оркестром.

Кантата «Мать скорбящая» - произведение гениальное. Помимо того, что оно написано на текст «Реквиема» Ахматовой, этого серьезного документа эпохи советского периода, страшных 30-х -40-х годов нашей истории, там звучат тексты заупокойной православной службы. Музыка Локшина, безусловно, непроста для восприятия – в ней много диссонансов, ведь она повествует о тех ужасах, которые творились в те годы. Текст Ахматовой, который поет меццо-сопрано Полина Шамаева, соединяется с музыкой религиозной в исполнении Новосибирской хоровой капеллы. Этот сложный микст в музыке производит большое впечатление, звучит необыкновенно мощно.

Помимо произведения Локшина, впервые в Новосибирске прозвучит «Аve Maria» Романа Леденева, нашего современника, продолжателя свиридовских традиций в музыке, к сожалению, ушедшего от нас три года назад, а также фантазия для оркестра «Русалочка» по сказке Андерсена Александра фон Цемлинского, одного из известнейших австрийских композиторов и дирижеров начала XX столетия.



Наверх