Горан Брегович: «Одной музыки нам недостаточно»

9 декабря 2021, 13:28

Адепт балканской культуры и звезда современного музыкального мира Горан Брегович впервые в истории выступил в Новосибирской филармонии со своим коллективом «Свадебно-похоронный оркестр». Концерт вошел в афишу Рождественского фестиваля искусств, который представляет топовых музыкантов в Новосибирске. Хиты Бреговича «In The Death Car», «Ederlezi», «Kalasnjikov», «Gas gas gas», которые сегодня знает весь мир, филармоническая публика пела хором, подпевая автору. Накануне концерта Горан Брегович пообщался с журналистами и ответил на вопросы о творчестве и взаимоотношениях разных культур.

О музыке и творчестве

У меня достаточно много музыки к фильмам. Еще до Кустурицы моя музыка была хорошо известна. В юности писать было проще. Ты рожден с талантом и вкусом, талант остается тем же, но вкус развивается – и с годами тебе больше не нравится то, что ты делал. Это проблема всех возрастных артистов.

Скрипка была моим первым инструментом. Для базилики Сан Жени в Париже мне заказали написать скрипичный концерт, который я назвал «Три письма из Сараево». Сараево – это была некая метафора, потому что то, что творилось в Сараево в 1991 году, сейчас происходит по всему миру. Например, твой сосед может выстрелить в тебя, потому что ты принадлежишь к другой религии. Другая метафора – это скрипка. На скрипке можно играть классическую музыку, клезмер – стиль игры евреев, и восточный стиль, как играют мусульмане. Я черпал вдохновение из этих трех традиций. В Москве и в Петербурге я играл концерт с российскими оркестрами и музыкантами. Надеюсь, у меня будет возможность сыграть его и здесь.

К сожалению, музыка не может изменить мир. Если бы она могла это делать, мир стал бы намного лучше. Но все-таки мы можем послать в мир сообщение, и возможно кто-то его услышит.

DSC_0412.jpg


О пандемии

Я не силен в философии и рассуждениях, как вы знаете – я изучал марксизм, но избежал участи быть профессором марксизма. Я не задаю себе особенных вопросов и не ищу глобальных ответов. Я не очень-то в хорош и в том, чтобы учить кого-либо чему-либо. Я просто очень рад путешествовать по миру, играть свою музыку.

На прошлой неделе я был в Мексике, в Мексике минус семь часовых поясов по сравнению с Белградом, а здесь плюс шесть. Для моего оркестра это не просто, сами понимаете. Но жизнь идет, очень надеюсь, что музыка вернется в концертные залы в следующем году. Раньше я играл 120-150 концертов в год, а потом появилась возможность остановиться. Это даже хорошо – у меня есть небольшой сад в Белграде, я выращивал овощи, картошку, помидоры, работал, что-то писал. Для всех нас это было время немного остановиться и подумать. На самом деле, я считаю, никто не потратил время зря.

DSC_0378.jpg

О взаимоотношениях России и Сербии

Вы, несомненно, знаете, что Сербия воспринимает Россию как большого брата. Мы все о вас знаем – знаем композиторов, писателей, литературу, историю. Но русские не так много знают о сербах, для меня большая радость представить, в том числе на сегодняшнем концерте, небольшую часть нашего балканского наследия. Общее между нами то, что одной музыки нам недостаточно, нам нужен драйв, легкое сумасшествие. То, что я делаю на концертах, и есть сумасшествие.

Конечно, в любой точке мира всегда встретишь русского или серба. Пожалуй, впервые в истории мы наблюдаем, что маленькая культура сегодня оказывает влияние на большую культуру, это интересный момент. Я очень рад, что внимание к балканской культуре – музыке, литературе и даже кухне – возрастает.



Наверх