Андрей Семёнов: «Все композиторы – разносторонние личности»

4 марта 2022, 18:19

Андрей Семенов –  заслуженный артист России, композитор, дирижер, актер. За свою карьеру он написал множество сочинений, музыку к драматическим и музыкальным спектаклям, неоднократно выступал в роли актера, сочинял мюзиклы, работал с цыганским театром. Его музыку исполняют ведущие оркестры страны, он сам дирижировал своими произведениями и уже более 20 лет работает музыкальным руководителем в театре «Эрмитаж». Андрей Семенов стал гостем фестиваля «Мартовский код»-2022. 

 С Новосибирском у композитора особые отношения, его музыка звучала в ведущих театрах города, а также почти на всех площадках Новосибирской филармонии. «Мне выпала возможность много лет назад работать с театром оперы и балета, я занимался выпуском спектакля по опере Владимира Дашкевича «Ревизор». По замыслу режиссера, дирижер был в гриме и костюме Гоголя, иногда я даже поворачивался к зрителям и пел. Вспоминаю это как кошмар (смеется), в том смысле, что мне сначала полтора часа накладывали портретный грим, а потом я еще выступал в нем на сцене – это было, конечно, необычно. Спектакль получился прекрасным. Также писал для «Старого дома» музыку к спектаклю-видео «Записки нетрезвого человека». В Музыкальном театре моя музыка по сей день играет в трех произведениях: детский мюзикл «Карлсон, который живет на крыше», оперетта «Фанфан-тюльпан» и музыкальная комедия «Любовь и голуби». Два из этих спектакля мне удалось посмотреть лично – они замечательные».

DSC_0866.jpg

Встреча с поклонниками творчества Андрея Семенова прошла в Музыкальной галерее Камерного зала филармонии – единственном месте, где композитору ранее не удавалось выступать. Публике посчастливилось не только задать вопросы артисту, но и послушать уникальные произведения из его творчества. Автор исполнил песни на сатирические стихи Саши Черного «Колыбельная для мужского голоса», «Ошибка» и «Ночная песнь пьяницы», в них лаконично совмещаются и юмор и сатира, а театральная игра Андрея Семенова придавала звучащему особую экспрессию.

Что особенно интересно, музыка и театр пришли в жизнь композитора не сразу и даже не по династической линии, как отмечает Андрей Семенов: «Мои родители не музыканты, но, так или иначе, связь с музыкой у меня была. Еще моя прапрабабушка была солисткой Большого театра в дореволюционное время. Она была замечена Чайковским, когда впервые исполняла партию Полины в постановке «Пиковая дама» в Харькове, он подарил ей свою фотографию. В музыкальную школу я пошел, потому что меня отправили родители, учился без особого энтузиазма, а после 8 класса заметил, что могу подбирать современную музыку, это меня вдохновило, и я поступил в консерваторию, с тех пор с музыкой не расставался. Интерес к музыке, театру и кино развивался параллельно, в любом случае, это приложение к моей профессии. Все композиторы разносторонние личности: они и пишут произведения, и их же могут дирижировать, и аккомпанировать. На самом деле, это очень даже полезная штука, заставляет смотреть на работу с разных сторон. Артист, который хоть раз в жизни что-то сам поставил, иначе будет играть и относиться к своему делу. Режиссер, который хоть раз в жизни вышел на сцену и почувствовал, что это такое, иначе будет работать с артистами – это все очень взаимосвязано».

DSC_0843.jpg

В Новосибирске Андрея Семенова особенно любят фанаты Музыкального театра. В фойе филармонии театром были представлены фотографии Дарьи Жбановой, сделанные на его спектаклях. Сам композитор отзывается о своей публике как об осознанной, которая рада возможности пообщаться, сплотиться и прочувствовать друг друга вместе с ним.

Особую радость зрители получили от прослушивания полярных по своему настроению работ. Однажды автору посчастливилось сделать два мюзикла для цыганского музыкально-драматического театра «Ромэн» - Андрей Семенов исполнил песню из мюзикла «Бегите, кони, бегите», написанную на стихи Владислава Старчевского. Яростное исполнение, волнующее настроение лирического героя, судьба которого решается в эту секунду.

Актерское начало помогает без труда демонстрировать публике лирику, тут же переключаться на сатиру и исполнять сложнейшей жанр драмы абсурда. В этом списке отдельное место в репертуаре Андрея Семенова занимает детский «страшный» фольклор. В завершении творческой встречи артист представил свое сочинение «Зеленая пластинка», который обозначил как либретто автора в пересказе Эдуарда Успенского. Абсурдная «страшилка» поставила яркую и веселую точку, несмотря на трагичность финала «Пластинки».

3 марта в Камерном зале Андрей Семенов вместе с солистом филармонии Владимиром Огневым исполнили монооперу «Гражданская лирика», написанную на стихи Александра Прокофьева. Композитор отметил, что написанная им кантата не является монооперой в чистом виде, но при этом в ней также в течение всего произведения вокальную партию исполняет один человек. У сочинения состоялась вторая премьера, так как «Гражданская лирика» Семенова исполнялась последний раз 20 лет назад, а потом была отложена на полку. По инициативе Владимира Огнева и Владимира Калужского сочинение прозвучало в новом исполнении на фестивале «Мартовский код».


Наверх