«Я выхожу на сцену – и голос звучит»: Татьяна Костина о творческой судьбе

6 апреля 2022, 18:22

Солистка Новосибирской филармонии Татьяна Костина обладает красивым сильным сопрано. В ее репертуаре самая разная музыка – от романтичных и лирических образов, до авантюрных и глубоко трагичных; и классические арии, и эстрадные шлягеры. Татьяна Костина выступает с филармоническими коллективами, с Новосибирским городским духовым оркестром, а еще поет в Вознесенском соборе – «для души». 7 апреля в Концертном зале имени Каца пройдет бенефис солистки в честь 25-летия творческой деятельности.

Мы поговорили с Татьяной Костиной о начале карьеры и творческом пути, о сложностях и триумфах и о том, как важно поверить в молодого артиста и дать ему возможность проявить себя.

– Татьяна, расскажите, с чего все начиналось?

– С пяти лет я училась в музыкальной школе по классу фортепиано. После восьми лет обучения поступила в Барнаульское училище на кафедру хорового дирижирования, а затем уже уехала в Новосибирск и поступила в консерваторию на дирижерско-хоровое направление, потому что на вокальное отделение не прошла. С пятнадцати лет начала работать у Елены Рудзей в Российско-Немецком доме. В филармонию пришла уже после консерватории и десять лет проработала у Игоря Викторовича Юдина в Новосибирской хоровой капелле. В то время много пела с симфоническим и камерным оркестрами, параллельно сама занималась, слушала. С 2006 года я стала солисткой у Игоря Дмитриевича Зугрова в Городском духовом оркестре. С этим коллективом я получила огромный опыт! Игорь Зугров давал мне очень много петь, не только классику, но и ретро-шлягеры, эстраду, а от этого голос стал совсем иначе звучать. Он научил меня сначала исполнять, например, «Арию куклы Олимпии» из оперы «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха, а потом резко переходить на «Ландыши» Гелена Великанова – представляете, насколько это разные градации голосовые. Именно с этим коллективом я всему научилась. И спустя десять лет работы в филармонии, в 2014 году, ко мне подошел Владимир Михайлович Калужский и предложил работать сольно и в филармонии. С тех пор не заканчивалась волна разнообразных проектов. Работая с Владимиром Михайловичем Калужским, я фундаментально укрепила голос, он и до этого был мощным, но во время хоровой деятельности ты все-таки стараешься петь как один, прячешь голос, а в сольном исполнении связки совершенно по-другому работают.

– В детстве вы учились в музыкальной школе по классу фортепиано, когда поняли, что свяжете свою жизнь с вокалом?

– С двух лет у меня начал проявляться звонкий чистый тембр. Когда я поступила в училище, я поняла в какой-то момент, что после училища пойду в консерваторию на вокальное направление, но голос в то время, видимо, медленно развивался, поэтому меня не взяли. Я тогда сильно расстроилась, поплакала, и отнесла документы на дирижерско-хоровое отделение. Я рада этому, потому что когда у тебя за плечами есть образование по дирижерско-хоровому направлению, где приобретаешь огромный спектр навыков: и теоретическую базу, и фортепианную, и обладаешь спецификой общения с коллективом, – это очень помогает, огромный толчок дает в карьере.

– Что в профессии нравится больше всего?

– Мне нравится, когда у меня получается, что я выхожу на сцену, и голос звучит. Еще я очень люблю шикарные образы, чтобы под софитами все блестело (смеется). В камерный хор именно я привнесла такую манеру: солисты обычно выступали в черных платьях, а я начала шить роскошные платья-торты за свой счет, мне хотелось, чтобы образы выглядели красиво. Мне кажется, что я задала тон и солисты мгновенно стали преображаться. И третье, оно же самое главное, мне важно, чтобы была отдача от публики.

DSC_2660.jpg

– Вы выступали с разными коллективами, расскажите, какой вам ближе, с кем нравится работать больше всего?

– Конечно же, ближе всего мне мой духовой оркестр, потому что они меня взяли еще совсем девчонкой. Что касается филармонических коллективов, зачастую я работаю сольно, но недавно пела с Филармоническим камерным оркестром – мне очень понравилось, хороший коллектив.

– Какие из ваших программ кажутся вам самыми успешными, любимыми?

– Мне понравился мой концерт в Таллине, где я исполняла «Триумф Афродиты» Карла Орфа. Мы пели в заброшенном монастыре, там было огромное пространство, напоминающее стадион, и открытая крыша. Снизу доверху пространство было заполнено зрителями – мощная энергетика. Самое удивительное, крыши нет, а акустика феноменальная! Этот концерт стал для меня откровением.

– Артисты часто сталкиваются с эмоциональным выгоранием из-за большого количества концертов, репетиций, случались ли моменты, когда вам хотелось все бросить или казалось, что занимаетесь совсем не тем, к чему лежит душа?

– Очень часто бывало подобное. Однажды я плюнула на все и сказала себе: «Не бывать тебе, Таня, в музыке, иди, получай второе высшее», и поступила в Московский финансовый институт на заочное отделение. Проучилась год, родила ребенка и через 3 месяца мне уже Игорь Дмитриевич (Зугров – прим.ред) начал звонить, просить, чтобы я выходила поскорее. А у меня бесконечные сессии! Я на все это посмотрела и подумала: «Какое финансовое дело?». Но я люблю доводить все до конца, поэтому все-таки получила второе высшее, но ни дня не проработала по профессии (смеется). Я пою в Вознесенском кафедральном соборе с 15 лет, это помогает мне духовно восстанавливаться. Поначалу туда все приходят зарабатывать деньги, а потом уже начинаешь верить, по-другому воспринимать службу, там душа раскрывается, мы же Богу служим.

WhatsApp Image 2022-04-06 at 18.35.28.jpeg

– Чего стоит ожидать от юбилейной программы?

– Программа бенефиса с Городским духовым оркестром будет совершенно непохожей на предыдущие программы, там не будет ни одной песни, арии с концертной программы прошлого юбилея. В основе первого отделения будет классика, с Олесей Журавкиной мы будем петь дуэт из Чайковского, с дуэтом Resonance споем известные арии из опер. Во втором отделении выступят Сергей Кручинин, Слава Литвинов, Владимир Коварский. Второе отделение будет более шлягерным: «Арлекино» Аллы Пугачевой, «Мамба суслика» Имы Сумы, «Помоги мне» Александра Зацепина – все будет с роскошными нарядами, как я люблю.

– 25 лет творческой карьеры – это только начало?

– Хочется верить, что будет еще продолжение творческого пути и жизни. В перспективе хочется петь больше в симфонических программах. В планах у нас есть проект, где будет представлена музыка от барокко до романтизма, Брамс, Шуберт. Надеюсь, все получится!

 WhatsApp Image 2022-04-06 at 18.37.38.jpeg


Наверх