Народный артист СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней, лауреат Государственных премий России, знаменитый музыкант и дирижёр Юрий Башмет выбрал для своей программы сочинения Петра Ильича Чайковского.
Имя Юрия Башмета давно стало синонимом музыкальной глубины, виртуозности и художественной смелости. О нём пишут: «Его творческие победы множатся день ото дня, а свершения с годами выглядят всё более значительными. Это музыкант, который превратил скромный альт в блистательный солирующий инструмент.
Он исполнил на альте всё, что было можно и то, что казалось невозможным; мало того, его творчество расширило композиторские горизонты: современными композиторами специально для Юрия Башмета написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов и других произведений».
Сегодня Юрий Абрамович Башмет – за дирижёрским пультом.
Шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» была одним из любимых сочинений Чайковского. Эта трагедия претерпела несколько редакций, последняя была сделана в 1623 году. Значительно позднее исследователи творчества Шекспира использовали все варианты, сводя их воедино, так как сохранились они не полностью. Балакирев обратил внимание Чайковского на это шекспировское творение и давал различные рекомендации по разным пунктам сочинения.
После премьеры Милий Алексеевич сделал ряд критических замечаний, с которыми Чайковский согласился и принялся за переработку. Он основательно переделал увертюру, но Балакирева по-прежнему многое не устраивало. Летом 1880 года Чайковский, подготавливая новое издание, вновь вернулся к партитуре, сделал ряд существенных поправок.
В 1884 году «Ромео и Джульетта» была удостоена премии за лучшее оркестровое произведение, которую учредил известный петербургский меценат Митрофан Беляев для поощрения русских композиторов. Автор был глубоко удовлетворён созданным, и до конца жизни увертюра «Ромео и Джульетта» оставалась любимой в отличие от других его сочинений. В ней не надо искать последовательный сюжет, Чайковский передал идею в обобщённом виде.
Концерт для скрипки появился благодаря Иосифу Котеку. Весна 1878 года, Кларанс (Швейцария). Пётр Ильич находится не в лучшем настроении из-за своей женитьбы. Успех «Евгения Онегина» и Четвёртой симфонии не может вывести его из депрессии. И в это время к нему приезжает друг, скрипач Котек. Они много музицируют, в результате чего рождается идея создания Концерта. Чайковский написал его за месяц и посвятил сочинение знаменитому скрипачу и педагогу Леопольду Ауэру. Но Ауэр, увидев ноты, сказал, что его невозможно сыграть. Спустя годы, Ауэр стал давать этот Концерт своим ученикам!
Впервые он прозвучал перед публикой в декабре 1881 года в Вене в исполнении британского скрипача Адольфа Бродского. Ему и посвятил в конце концов Чайковский свой Концерт.
Как известно, в настоящее время это произведение является обязательным для исполнения на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского.
В нашей программе Концерт исполнит молодая талантливая скрипачка Валерия Абрамова. Она родилась в 2002 году в Барнауле, где окончила детскую музыкальную школу № 5 и лицей при Алтайском государственном музыкальном колледже по классу скрипки у Светланы Чекановой и Олега Абрина. Далее Валерия продолжила обучение в ЦМШ при МГК им П.И. Чайковского в классе профессора Эдуарда Грача, и сегодня она студентка кафедры скрипки МГК им П.И. Чайковского в классе того же профессора. С 2016 года она участница и солистка Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета.
Валерия принимает участие во всех его фестивалях. Она лауреат первых премий таких международных конкурсов, как IV Международный конкурс им. С.И. Савшинского, XI Международный конкурс юных исполнителей им. Л. и М. Ростроповичей, VI Международный конкурс им. Г. В. Свиридова, I Международный музыкальный конкурс им. З. Кодаи, "Victoria BCN" International Violin Competition. Она выступает с оркестрами под управлением Юрия Башмета, Эдуарда Грача, Сесара Альвареса, Дениса Власенко, Фредди Кадены, Алексея Рубина, Константина Чудовского, Антона Шабурова на сценах Мариинского и Большого театров, Московской консерватории, в Зарядье, Концертном зале имени П.И. Чайковского, в Берлинской филармонии, Московском международном Доме Музыки, Concertgebouw, «Геликон-Опере» и т д.
Завершит концерт Пятая симфония. Она создавалась в летние месяцы 1888 года. Это было время активного гастрольного графика Петра Ильича: выступления в Москве, Лейпциге, Гамбурге, Праге, Берлине, Париже, Лондоне. Тем не менее он сочинял Симфонию, и, к сожалению, после премьеры его худшие опасения оправдались:
«Симфония эта неудачна. Есть в ней что-то отталкивающее, какой-то излишек пестроты и неискренности, деланности. И публика инстинктивно сознаёт это. Сознание всего этого причиняет мне острое, мучительное чувство недовольства самим собою. Неужели я уже, как говорится, исписался, и теперь могу только повторяться и подделываться под свою прежнюю манеру?» Чайковский имел в виду Четвёртую симфонию. Но когда Сергей Иванович Танеев оценил Пятую симфонию как лучшее сочинение Чайковского, автор поменял своё мнение. Он признал за Симфонией ряд очевидных достоинств.
Новосибирский академический симфонический оркестр Семен Завьялов, флейта
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)